Особенности возрастного развития

Особенности возрастного развития

Превращение младшего школьника в подростка обычно связывают с кризисом переходного возраста. Он проявляется в заметном изменении характера ребенка — меняется круг интересов, пристрастий, вчерашний ангелочек становится раздражительным, начинает грубить, отговариваться, меньше полагается на мнение и авторитет родителей, больше доверяет сверстникам.

Отчасти такие перемены связаны с физиологическим развитием — начинается так называемый пубертатный период. В этот момент в организме подростка свершается целая революция — полностью меняется гормональный фон, перестраивается нервная система, идет интенсивный рост мышечной и костной тканей. Явление это болезненное, но необходимое и неотвратимое. Только через такой перелом ребенок становится взрослым.

Чтобы понять, что происходит с подростком в этот период, стоит иметь в виду два момента: во-первых, его организм (включая нервную систему) сейчас чрезвычайно хрупок. Даже у вполне здоровых детей 11-16 лет часто встречаются физиологические отклонения, которые в той или иной форме могут касаться почти всех важнейших систем и органов. Девушка или юноша могут жаловаться на боли в животе, головную боль, ломоту в суставах, головокружение и учащенное сердцебиение — организм «взрослеет» скачками, вперед вырывается то один орган, то другой, с этим и связан некоторый дисбаланс.

Во-вторых, значительные изменения претерпевают не только внутренние органы и функции, но и психика ребенка. Это можно сравнить со стремительным взлетом: еще несколько дней назад он видел мир с «нижней точки», его кругозор был ограничен, ориентиры стабильны, и вдруг все начало быстро меняться — горизонт расширился, вчерашние проблемы кажутся мелкими, зато возникают другие, при этом родители так и остаются где-то у самой земли, поэтому к их мнению можно и не прислушиваться…

Конечно, такой пример во многом условен, но он позволяет понять, почему подросток вдруг становится совершенно неуправляемым, откуда в его глазах этот странный блеск и. почему вам все время кажется, что вы разговариваете с инопланетянином.

Но самая главная проблема, которую решает для себя подросток, — это проблема самоопределения. «Кто я?», «Какой я?», «Зачем я пришел в этот мир?» — эти и другие вопросы постоянно крутятся в его голове. Более того, он постоянно как будто примеряет на себя чужие роли — именно с этим связана непредсказуемость поведения. Вчера ваша дочка была воплощением скромности, а сегодня ведет себя как набоковская Лолита — вертит попой и говорит низким голосом, нещадно растягивая гласные. Откуда это в ней? Она теперь такая и будет?

Не пугайтесь, мама и папа, ваша дочка просто ищет себя. Она надевает на себя роль, как платье, и вертится перед зеркалом — в груди не жмет? Длина нормальная? Если по реакции окружающих (при этом одинакова важна как реакция сверстников, так и взрослых) девочка понимает, что переиграла, что роль ей не идет, она тут же меняет обличье и пробует себя в другом. Впрочем, мальчики поступают точно так же.

И еще один внутренний конфликт характерен практически для всех подростков — конфликт между личным и общественным. Подросток очень хочет быть непохожим ни на кого — он красит волосы в радикально-черный, надевает на себя кожу и металл, разговаривает на смеси английского и криминального жаргона. И вместе с тем ему страшно оказаться одному! Поэтому на улице появляется не один черноволосый подросток, а целая компания, и они называют себя готами. А рядом пасется стайка розововолосых и называет себя эмо, а на соседней лавочке вообще бритые наголо… Название их зависит от обилия или отсутствия других атрибутов. Таким образом каждый подросток самовыражается, решает внутренний конфликт. С одной стороны, он отличен от толпы, с другой — плечом к плечу к нему такие же отличные ребята, а значит, он не одинок.

Так что не стоит хвататься за ремень, если 14-летний оболтус громко хлопает дверью и не спешит выполнять ваши требования. Давайте лучше играть в одной команде с нашими детьми. Ну а чтобы правила были понятны для всех игроков, изучим самые частые конфликтные ситуации.

Последние публикации
  • 19.11.2017
    Особенности возрастного развития

    Чтобы понять, что является нормой для поведения ребенка 5 -7 лет, а что — выходит за рамки допустимого и нуждается в коррекции, стоит представлять, на что же способен наш кроха, какие процессы происходят в его организме,...
    [Читать далее]

  • 19.11.2017
    Причины капризов и их проявления

    Причин появления капризов в возрасте 5-7 лет, как мы уже говорили, может быть несколько. Это могут быть завышенные ожидания родителей, а может, напротив, попустительство или равнодушное отношение к потребностям маленького...
    [Читать далее]

  • 19.11.2017
    Практические рекомендации при общении с подростками

    Совсем избежать негативных проявлений переходного возраста вам вряд ли удастся — да и не нужно стараться это делать. Ведь все они — такой же естественный процесс, как и само взросление. Но сберечь свои нервы и сохранить...
    [Читать далее]

Комментарии запрещены.

Работающая мама
Последние публикации