Почему он такой агрессивный?

Почему он такой агрессивный?

Маленьких детей принято считать ангелочками. Но у наших ангелочков может быть далеко не ангельский характер! Двухлетний малыш лупит по голове лопаткой своего товарища по играм — откуда в нем столько агрессии?

Агрессивность маленьких детей так же механически относят к их недостаткам, как и капризы. Но прежде чем впадать в панику по поводу пробелов в воспитании, вспомните, что полное отсутствие агрессивности — еще более крупный недостаток Агрессивность в разумных дозах необходима для нормального развития ребенка, иначе он не смог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. Более того, длительное подавление агрессии может привести к неврозу или к тому, что однажды она вырвется наружу с эффектом распрямившейся пружины.

Тем не менее, желая воспитать своего ребенка добрым и отзывчивым, некоторые родители стремятся максимально ограничить проявляемую им агрессию. Как часто можно услышать-. «Зачем ты ударил Колю? Неужели обязательно нужно было решать спор кулаками?» Но ребенок 2-4 лет, не так давно овладевший речью, не в состоянии вести аргументированный спор. Ему доступны только два способа решения проблемы: съездить Коле по уху или уступить, оказавшись побежденным.

Из всего вышеприведенного можно сделать следующий вывод: беспокоиться по поводу правильности эмоционального развития ребенка нужно тогда, когда агрессия становится основным проявлением его личности, когда малыш кидается в драку без всяких видимых причин. При этом не следует забывать, что причины эти не всегда очевидны для родителей.

Очень часто агрессивное поведение является отражением тех отношений, которые малыш наблюдает в семье. Если родители часто применяют физические наказания, не надо удивляться, что ребенок не умеет общаться по-другому. Малыш знает, что мама или папа бьют его, чтобы добиться послушания. Естественно, он привыкает к тому, что, если нужно что-то получить от человека, его следует ударить. Бессмысленно убеждать ребенка не отнимать, а вежливо просить приглянувшуюся игрушку у другого малыша, если вы сами только что накричали на него, отбирая, скажем, грязную палку. Со временем такие дети могут стать практически неуправляемыми, не реагирующими на просьбы и уговоры — только на повышенный тон или физическое воздействие.

Ребенок может вести себя агрессивно из-за стремления привлечь внимание окружающих. Например, по каким-то причинам он не выделяется среди других детей умением петь или рисовать. Но если разрушить снежную крепость, которую строила вся детсадовская группа во главе с воспитателем, его непременно заметят и будут говорить о происшествии весь день. Это вам не стишки на табуретке читать! Рецепт здесь только один: ваши действия и слова должны постоянно убеждать малыша в том, что его любят не за что-то, а несмотря ни на что.

Еще одна распространенная причина детской озлобленности — ревность. Агрессия ребенка может быть направлена как на человека, чье расположение он пытается завоевать, так и на своего «конкурента». Вот мама при своей дочке похвалила другую девочку за красивый рисунок. Она могла это сделать просто так или из педагогических соображений, чтобы дочери захотелось нарисовать так же. А дочка не спешит брать в руки карандаш: вместо этого она рвет шедевр на кусочки и отталкивает наглую девчонку, посмевшую украсть у нее внимание и похвалу матери.

Иногда объектом агрессивных действий становится тот человек, кому малыш завидует и которого он хочет принизить, «наказать» за превосходство. Если предметом зависти является игрушка, ребенок может отнять ее — но не для того, чтобы играть, а чтобы сломать или даже спрятать и таким образом как бы уничтожить различия между собой и ее владельцем. Такое поведение свидетельствует о низкой самооценке ребенка: необходимо помочь ему осознать свою индивидуальность и показать, в чем состоит его преимущество перед другими детьми.

Некоторые дети используют агрессию в качестве защиты от непредсказуемого и враждебного окружающего мира, исходя из того, что лучший способ обороны — это нападение. Такое поведение свойственно детям, чьи родители не имеют четкой стратегии в воспитании и могут по-разному оценивать поступки своего чада в зависимости от настроения, наличия рядом посторонних и т. д. Малыш знает, что от людей можно ожидать всего, чего угодно, поэтому ведет себя агрессивно «на всякий случай».

Очень часто имеет место так называемая аутоагрессия, когда ребенок кусает, царапает или бьет самого себя. Одна из причин такого поведения — строгий запрет на проявление агрессии по отношению к другим людям. Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на сильных и могущественных взрослых, особенно на родителей, любовь которых он боится потерять.

Например, малыш не хочет уходить с прогулки. Мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, войдя в раж, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Это что еще такое?» начинает кусать себя. Почему? Потому что он еще не остыл и ему трудно переключиться на какое-то другое действие.

Не ждите, пока малыш сам успокоится, помогите ему в этом. Переведите все в шутку: «Ой, ты себя кушаешь? Ты, наверное, сладкий?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций. В противном случае привычка использовать собственное тело для вымещения злобы на себя или окружающих приведет к формированию заниженной самооценки.

Как же реагировать на детские вспышки агрессивности? Ответ на этот вопрос зависит от причин, агрессию вызывающих. Проанализируйте свое общение с малышом — в каких случаях вы дарите ему свое внимание? С какими словами вы чаще обращаетесь к нему — любви и поддержки или осуждения и порицания? Не слишком ли много запретов окружают его в повседневной жизни? Последовательны ли вы в наказании и не перегибаете ли палку? Не заражаете ли ребенка своей собственной неуверенностью в себе и невротическим ожиданием неприятностей?

Если вы найдете в себе мудрость и силы честно ответить на эти вопросы, вы сможете создать для малыша ту среду, в которой у него отпадет необходимость проявлять себя столь неестественным образом.

Что касается сиюминутной реакции родителей на вспышки агрессии ребенка, то первое, о чем нужно помнить, — ни в коем случае не отвечайте малышу той же монетой. Крик, подзатыльник или шлепок по попе не поможет крохе успокоиться и не убедит его в том, что жизнь прекрасна.

Конечно, вы должны дать понять ему, что не одобряете такого поведения. Сядьте перед ним так, чтобы ваши глаза оказались на уровне его глаз, возьмите ребенка за руку и спокойно скажите ему, что бить Вову (Петю, Таню, Сашу и так далее) совочком по голове нельзя, что Вове (Пете, Тане, Саше) очень больно и обидно и что ваш малыш может почувствовать, каково это, если ударит себя совочком сам.

При этом ни в коем случае не позволяйте себе негативно оценивать самого ребенка («Ты плохой», «Ты меня разочаровал», «Я тебя больше не люблю»), пусть порицания заслуживает только поступок маленького обидчика.

Ваша роль как родителей «ужасных двухлеток» заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться. Надо помнить, что существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».