Подросток на грани. Как помочь?

Подросток на грани. Как помочь?

Подавляющему большинству родителей есть что сказать о переходном возрасте своих детей — кто-то огрызаться начинает, кто-то отстаивает право на. собственное мнение, кто-то в прямом смысле слова пускается в загул. Все эти явления легко объяснимы с точки зрения особенностей психического и эмоционального развития подростка и не должны вызывать тревогу. Но иногда поведение 11-14-летних меняется так резко, что это вызывает настоящую оторопь.

Максиму 14 лет. Он — любимец всей семьи, победитель всевозможных олимпиад, умница и настоящий талант. Казалось бы, проблем с таким ребенком у родителей вообще быть не может, но… С какого-то времени Максим начал вызывать у мамы и папы неподдельную тревогу: ни с кем не общается, из комнаты не выходит, единственный собеседник — книга да изредка — Интернет. На все расспросы отвечает односложно — нет, не случилось, не заболел. Но больше всего маму напугал отказ участвовать в летней поездке к морю, которую ждали всей семьей целый год. Причем в этом своем «капризе» Максим оказался непреклонным: делайте что хотите — я не поеду.

На консультацию к психологу мама пришла одна — сына уговорить не удалось. «Не могу понять, что с ним происходит, — делится мама со специалистом, — сначала мне казалось, что просто заигрался, у него затянувшийся период «байронизма», то есть ему кажется, что так он более привлекателен для противоположного пола. Но сейчас вижу, что девушки тут ни при чем — сын с ними просто не общается. Если бы он не был ребенком, я бы решила, что у него депрессия. Такое ощущение, что у него разом пропал весь интерес к жизни, его ничто не радует. Он перестал рассказывать анекдоты, смеяться».

Надо сказать, что материнское чутье в данном случае не обмануло. Подростковая депрессия — довольно распространенный синдром, который вполне может проявляться в совершенно необоснованном с точки зрения родителей упрямстве и капризах.

Надо сказать, что депрессия — это болезнь, проявляющаяся как в психоэмоциональном состоянии, так и в сбоях в работе внутренних органов больного. Маски подростковых депрессий весьма разнообразны. Вот, к примеру, столь часто встречающееся отклонение поведения — школьная неуспеваемость, потеря интереса к учебе, отказ от школы. Спору нет, депрессией не объяснишь эту проблему в целом — иначе пришлось бы признать, что подавляющее большинство подростков не только в России, но и в мире душевно больны. Утрата смысла, составляющая в числе прочего суть этого явления, — не психиатрическая, не врачебная, а жизненная проблема. Однако нередко, обсуждая с подростком школьные трудности, специалист обнаруживает и болезненные переживания.

Пример, знакомый многим родителям: подросток вдруг перестает интересоваться жизнью. Уроки запущены, секция заброшена, даже погулять с друзьями его не выгонишь. А дома или валяется весь день перед телевизором, или проходит по десятому кругу одну и ту же игру. В редких случаях — читает всякую чушь. Посуду помыть — не допросишься, в магазин сходить — не уговоришь. На тревожные расспросы отвечает одно — ничего не болит, просто все надоело.

В данном случае депрессия протекает под маской типично подросткового нарушения поведения — школьных прогулов. В болезненном состоянии преобладает подавленность. Самооценка, которая у всякого подростка неустойчива и неадекватна, катастрофически снижена.

Зачастую взрослые в такой ситуации идут по традиционному пути: начинают шпынять подростка за безответственность и лень, рисовать ему безотрадную картину будущего, когда его выгонят из школы, и сетовать на то, как счастливо и замечательно идут дела у всех, кроме нас…

Вот так собственными действиями, уверенные в своей правоте, мы, вместо того чтобы помочь, рискуем загнать ребенка в угол. Депрессивный же подросток начисто лишен способности защищаться; скрытая депрессия будет становиться все глубже, ее последствия могут оказаться весьма и весьма печальными.

Что же нам остается? Опыт показывает: выжидательная тактика в подобных случаях полезнее решительных действий. Будем наблюдать и вооруженные некоторыми сведениями не упустим момента, когда станет нужен квалифицированный совет и даже, возможно, вмешательство. Будем осторожны и постараемся всячески поддерживать подростка. Наше понимание и принятие его таким, каков он есть, хотя и недостаточное условие для сохранения душевного здоровья, но — абсолютно необходимое.

Еще один пример: «домашняя» девочка вдруг начинает пропадать в подозрительной компании. Может прийти очень поздно или вообще пропасть на несколько дней. Отношения с молодыми людьми запутанные — под окнами дежурит то один, то другой. В дневнике появились двойки, учителя грозят коррекционным классом.

При этом девочка почти всегда в подавленном настроении, часто плачет, ночью плохо спит, а днем ходит вялая, безучастная. Ее ничего не устраивает, но и для того, чтобы изменить жизнь, она не прилагает никаких усилий.

Пожалуй, труднее всего обнаружить депрессию в случаях, подобных этому… Где свойственные депрессии грусть, подавленность и, главное, одиночество? Ощущение неприкаянности и собственной ненужности? Здесь (на поверхности!) все наоборот живет в свое удовольствие, не лежит носом к стенке, а с утра до ночи тусуется, крутит романы.

И тем не менее отклоняющееся поведение в данном случае — лишь маска тяжелого душевного расстройства. Расстройства, последствия которого, если его не распознать вовремя, могут быть печальными. Внешняя грубость и эпатаж в поведении подростка невольно настраивают нас против него: нас раздражают, пугают и его внешний вид, и образ жизни — совершенно нам чуждый, а нередко и опасный. Если же отвлечься от внешнего и рассуждать здраво, нельзя не заметить: с подростком происходит что-то неладное. Слишком уж резко меняются и его характер, и жизнь. И совсем мало правды в образе, который он создает, — как в нашем случае: живет девочка в свое удовольствие — и при этом так очевидно несчастлива… Да и что с ней происходит? Почему ее затягивает эта жизнь — сама она толком понять не может. Однако рассуждать здраво мы, как правило, не умеем, наша реакция зачастую бывает не обдуманна и агрессивна: и потому торопимся наказывать там, где нужно лечить.

Депрессия у подростков младшего возраста, двенадцати-тринадцати лет, очень часто маскируется соматическими расстройствами: возникают различные боли — головные, в костях и суставах, боли в животе, причем иногда такие сильные, что дело доходит до «скорой» и вмешательства хирургов. Другой вариант: общее недомогание, постоянная и небольшая температура, нарушение питания — отказ от еды или волчий аппетит. Жалобы очень разнообразны, обследование же, как правило, соматической патологии не обнаруживает.

Мысль о симуляции появляется неизбежно. Конечно, если осторожненько постучать тупым концом градусника по коленке, можно быстро и эффективно получить нужную температуру. И болит ли голова у ребенка на самом деле, доподлинно узнать трудно. Однако прежде чем выводить его на чистую воду, подумаем: от чего ребенок пытается защититься и спастись? И почему он прибегает к таким «непрямым» действиям?

Здесь, конечно, трудно обойтись без квалифицированного совета — но, отправляясь на консультацию, будьте готовы к тому, чтобы лечиться всей семьей.

Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть; сколько ни лечись, зачастую приходится сменить климат, уехать в другое место. Психологический климат в семье для подростка имеет жизненное значение: а создаем этот климат мы, родители. Вот только если климат получается непереносимым для ребенка, деться ему положительно некуда: не уедешь, родителей не сменишь… Хрупкая и неустойчивая психика подростка не выдерживает: он заболевает. Мы бросаемся к врачам; но и самый искусный доктор не поможет, если семейная ситуация останется прежней. Земной климат меняется медленно, жизни не хватит, чтобы ощутить перемены, да и от нас здесь практически ничего не зависит, приходится подстраиваться. Климат же собственной семьи в нашей власти, мы воздействуем на него ежеминутно, и нам вполне по силам изменить его и сделать благоприятным — благоприятным не вообще, а для своего ребенка, для такого, какой он есть. Даже если он далек от идеала и совсем не похож на нас…