Кризис 1-го года

Кризис 1-го года

Все возрастные периоды, через которые проходит в своем взрослении ребенок (в этой книге они соответствуют главам первой части), заканчиваются так называемым «кризисом». Имеется в виду внутренний перелом в сознании малыша, перелом, который проявляется повышенной нервозностью, упрямством, капризами.

Учитывая, что каждый ребенок индивидуален, кризис одного года может прийтись и на 10 месяцев, и на полтора года. Но проявления его будут схожими — малыш всячески пытается выйти из-под опеки родителей, норовит сделать все наперекор, а любые запреты встречает криком и негодованием.

К этому периоду не стоит относиться как к очередной проблеме. Это абсолютно нормальное явление, без которого развитие ребенка будет неполноценным. Другое дело, что именно от вашего поведения, от вашей реакции на провокации малыша будет зависеть направление этого развития.

Какое самое характерное проявление кризиса одного года? Мама возится на кухне (слава богу малыш хоть полчаса может занять себя сам), а ребенок в это время вовсю исследует изобильные на приключения кухонные углы: лезет к плите, норовит схватить нож, опрокидывает на себя табуретки. От мамы только и слышно — «нельзя!», «не трогай!», «не лезь!». Но кроха не реагирует ни на слова, ни на интонацию, а стоит шлепнуть его по попе, как ангельские глазки наполняются слезами. Что, впрочем, не мешает чаду уже через пять минут продолжить занятие, за которое его отшлепали! Признайтесь, не раз и не два у вас возникало желание пристегнуть ребенка на жесткий поводок или как-то по-другому ограничить его деятельность!

А теперь давайте посмотрим на ситуацию глазами ребенка: он впервые осознал себя существом, оторванным от мамы. Он уже может какое-то время обходиться без нее, не требует грудь каждые полчаса, способен самостоятельно передвигаться по комнате. Для годовалого крохи это целая революция восприятия! Мир одним скачком расширился от уютного круга, наблюдаемого с маминых рук, до безграничных просторов, когда за каждым углом ждет что-то новое, неизведанное!

При этом наш естествоиспытатель по сути еще ничего не знает о правилах, установленных взрослыми. Он не догадывается, что перебивать говорящих невежливо, что требовать к себе внимания — нехорошо, что испачканная одежда прибавляет маме работы. Ему сейчас доступны только две категории: опасно — безопасно. Точнее, даже более упрощенные понятия больно – не больно.

Поэтому любую нашу реакцию и любой запрет он может воспринимать только с этих позиций. Почему нельзя открывать дверцы стола и выбрасывать оттуда кастрюли? Они же так весело гремят! Почему нельзя залезать на подоконник — оттуда так много видно!

Прежде чем попытаться объяснить крохе причину всех «нельзя», попробуйте сами посчитать: сколько раз за день вы произнесли это слово? А сколько ситуаций разрешилось с понятием «льзя» (то есть можно)? И еще более сложный вопрос — а вы уверены, что все ваши «нельзя» продиктованы именно желанием обезопасить ребенка? Не кроется ли в них попытка оградить самих себя от проблем?

Если вы будете предельно откровенны сами с собой, вы вспомните много ситуаций, когда ваши запреты были продиктованы именно этим желанием. Вам хочется поговорить по телефону с подругой, досмотреть любимый сериал, просто надоело собирать раскиданные по полу вещи — все это понятно и объяснимо. Но задумайтесь, неужели все это настолько важно, чтобы ограничивать ребенка в развитии? Ведь вы искренне хотите своему крохе счастья, мечтаете вырастить самостоятельного, волевого, честного и порядочного человечка! В конце концов, вы заинтересованы в том, чтобы пословица «малые детки — малые бедки» (подразумевающая, что с взрослением чада проблем становится больше) оказалась не про вас. А для всего этого надо просто-напросто выполнить два небольших условия.

Первое из них заключается в следующем: каждый раз перед тем, как выкрикнуть «нельзя» и одернуть ребенка, сделайте глубокий вдох и задумайтесь — а почему нельзя?

Конечно, если непоседа тянется к нагретому утюгу задумываться не над чем. Хотя и здесь личный опыт в виде обожженного пальчика иногда может оказаться более убедительным, чем устный запрет! Но если речь идет о кружке с водой или о стопке чистых полотенец, которым проказник приглядел место на полу, возможно, запрет будет излишним?

Постарайтесь, чтобы количество запретов не превышало количество разрешений. Подумайте и отфильтруйте все «нельзя». Например, абсолютно точно нельзя совать пальцы в розетку (хотя мудрее поставить розетку с защитой, куда при всем желании ничего не засунешь), но вполне даже можно хлопать дверцей холодильника — а что ему будет?!

Второе условие (вытекающее из первого и призванное облегчить вам жизнь) — постарайтесь убрать из сферы доступности маленького шалопая все опасные для него предметы. Не оставляйте на столе вилки и ножи, не кладите в нижние ящики колющие и режущие предметы (или поставьте на такие ящики замки), уберите повыше стеклянные и другие бьющиеся вещи. А внизу разложите то, что удовлетворит тягу малыша к познанию: кастрюльки и емкости, которые можно вкладывать одну в другую, или ложки-поварешки, которыми можно стучать, пока мама готовит.

Вы увидите, что многие из ваших запретов весьма условны и зиждутся лишь на ваших воспоминаниях детства. Ну кто придумал, что нельзя рисовать на обоях? Что за прихоть взрослых? Просто приклейте сверху скотчем листы бумаги или даже дешевые обои изнаночной стороной и смело вручайте юному художнику фломастеры и маркеры.

Теперь о тех запретах, избежать которых невозможно. Помните, что ребенок в этом возрасте мыслит только категориями «больно – не больно», все остальное воспринять он просто не в состоянии. Поэтому слова «кошку дергать за хвост нельзя, она оцарапает» он поймет гораздо быстрее и лучше, чем разглагольствования о сопереживании животным («кошке же больно!»).

Важно, с какой интонацией вы произносите запрет и насколько они последовательны. Если вчера вы разрешали играть с тарелками, а сегодня их отбираете — ребенок этого не поймет, и вы получите очередную истерику

В принципе, в возрасте от года до трех уже можно вводить такое понятие, как наказание. Если ребенок раз за разом нарушает ваш обоснованный, последовательный и серьезный запрет (кидает хлеб рыбкам в аквариуме или пытается открыть задвижку на окне), дайте ему понять, что такое поведение будет иметь неприятные для него последствия. Дело в том, что, познавая мир, малыши от года до трех пытаются познать и границы дозволенного. Нарушая запреты, они следят за реакцией родителей, поэтому вы должны быть последовательны в своих действиях. То есть, если лезть в аквариум действительно нельзя, то никакие крики и капризы ребенка не могут отменить этот запрет.

Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно, играть этими, то можно и всеми другими).

Еще одним проявлением кризиса одного года (который, впрочем, может затянуться и до трех лет) является тяга к самостоятельности. Родителям необходимо понять, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. Непонимание этой естественной потребности растущего дитя также способно привести к капризам и истерикам.

Самый простой пример: ребенок во время кормления тянется к ложке и пытается отобрать ее у мамы. Понятно, что если мама уступит, то и сам малыш, и все окружающее его пространство будет вымазано фруктовым пюре. Но если ложку не отдать, ребенок начнет кричать и, вполне возможно, откажется от еды вообще. Скажите, очередной каприз? А вот и нет! Это настоятельная необходимость познать свои возможности и расширить их! Если вы не дадите ребенку попробовать держать ложку самостоятельно (а также самостоятельно умываться или натягивать колготки), то позже, в 3-5 лет, ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы надеть, пытается положить кубики один на другой и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.