Это просто этап в жизни, черта характера или проблема?

    Рассматривая общение мальчиков в контексте их общего развития, часто оказывается проще осмыслить те «как» и «почему», которые формируют выбор мальчиков и их поступки. В разном возрасте перед мальчиками встают различные проблемы развития. Общение изменяется с течением времени по мере того, как в жизни мальчиков происходят различные перемены — как биологические, так и ситуативные.

Ваша чуткость к таким переменам и желание найти эффективные решения окажут значительное благотворное влияние на жизнь вашего сына. Правда, необходимо сразу предупредить: понимание того, что коммуникативные паттерны развиваются по мере взросления мальчиков, совсем не то же самое, что вера в то, что мальчик «со временем сам все это перерастет».

Не всегда легко бывает определить тот момент, когда тактика «поживем — увидим» начинает изживать себя, поэтому лучше всего регулярно анализировать картину, открывающуюся вашим глазам.

    Прежде всего, спросите себя, не кажется ли вам, что проблемы с общением у вашего ребенка не согласуются с остальными его способностями.

Джин, мама одиннадцатилетнего Сета, встревожилась, потому что ее парнишка редко говорил с ней о школе.

Она предпринимала настойчивые попытки узнать что-нибудь о друзьях Сета и о том, как идут дела у него в школе.

Сет едва реагировал на ее вопросы, отвечая односложно «в школе нормально» или «не знаю», когда вопрос требовал обдумывания или высказывания мнения. Положительным было то, что, по наблюдениям Джин, сын хорошо чувствовал себя среди сверстников и пользовался популярностью в играх и спортивных состязаниях.

Ее наблюдения подсказали мне, что следует задать вопросы о раннем развитии мальчика.     — Сколько ему было, когда он начал ходить?

— спросил я.     — Он был еще совсем маленький, меньше 10 месяцев.

    — А когда он заговорил?

    — Гораздо позже. Он научился составлять фразы из нескольких слов почти в три года.

    Выяснилось, что развитие речевых способностей у Сета всегда отставало от физических.

Хотя изначально отставание было небольшим, с течением жизни оно становилось все более заметным.

Это происходит потому, что мальчики вроде Сета рано начинают понимать, что речь есть то, что не слишком легко им дается. Вместо того чтобы практиковаться в том, чего им так не хватает, они перемещают внимание от проблемной области к тому, что дается им с легкостью.

Мальчики учатся укреплять самоуважение методом проб и ошибок.

После того как у них выработается система убеждений о том, какие они, что у них получается хорошо, а что — нет, чрезвычайно трудно убедить их в обратном.

    Для мальчиков всех возрастов существуют соответствующие уровни коммуникативных способностей, но их диапазон может различаться.

В целом родителям приятно, если их дети общаются на уровне, близком к уровню их сверстников, в манере, которая позволяет родителям спокойно себя чувствовать и обеспечивает мальчикам возможность пользоваться успехом в школе и прочих взаимоотношениях.

Хорошо также, когда развитие вашего сына в различных областях идет примерно одинаковыми темпами. Так что, если ваш сын похож на Сета, вам не обязательно впадать в панику.

Просто если вы с самого начала замечаете, что вербальные способности мальчика несколько отстают от его моторики, рекомендуется обращать особое внимание на речевые навыки, чтобы стимулировать развитие речи.