Новые впечатления

    Когда родился мой сын и я впервые взял его на руки, он ответил на мой взгляд и обхватил ручонкой мой палец. Я воспринял это как чудо, однако это опыт, знакомый миллионам родителей, и свидетельствует он о начале длительного общения между родителем и его ребенком. Особенно в первые годы жизни ребенка нас завораживает его способность впитывать новые впечатления, умиляют его первые слова и поражают его идеи.

Мы внимательно слушаем ребенка, веря в то, что его слова являются барометром его психологического и социального развития. Мы испытываем чувство гордости, когда сын учится называть свои имя и фамилию, удивляемся, что он может перечислить всех динозавров, и приходим в смятение от того, что мальчика так притягивают «плохие» слова.

Изначально мы приветствуем тягу своего малыша к общению. Его первые попытки самовыражения помогают нам узнать его; даже в младенчестве мы наблюдаем за присущими малышу жестами и реакциями, чтобы понять его личные черты и характер.

Мы называем некоторых мальчиков «неуправляемыми», а других ранимыми (восприимчивыми), замечаем, что одному ребенку с ранних лет присуще чувство юмора, а другому — необычная серьезность.

По мере того, как ребенок растет, его общение становится более сложным и интерактивным. Мы начинаем лучше узнавать своего ребенка, а он — нас, учится понимать, какие слова могут повести отношения по верному курсу.

    Нас забавляет и одновременно настораживает, когда четырехлетний сынишка советует нам «не нервничать» в утренней суете и спешке или когда мы понимаем, что сыну известно, что мы не можем устоять, когда он по-особенному улыбается нам и говорит «пожалуйста».

На самых глубинных уровнях своего существа мы ощущаем, что общение представляет собой путь к эмоциональной близости, укрепляющей семейные взаимоотношения.

Посредством ритмов языка родители и дети выстраивают гармонию семейной жизни. Эти привычные семейные ритмы звучат для нас как знак того, что в нашей семье все идет хорошо.

Каждой семье присущи свои уникальные звуки и свой язык. В некоторых семьях слышится постоянное жужжание и стоит гул, в котором все говорят одновременно.

Другие семьи «звучат» не так громко; иной раз привычный приглушенный ритм нарушается глубокомысленным замечанием или шуткой. Каким бы ни был стиль отношений в вашей семье, общение представляет собой то средство, с помощью которого мы обучаем своих детей и приходим к их пониманию.

В процессе общения мы формируем глубокие и взаимные связи, являющиеся нашей жизненной наградой.

    Но что думать, если ваш сын не проявляет большого энтузиазма в ответ на ваши попытки наладить близкую связь? Как можно истолковать нежелание мальчика общаться или ограничить общение с родителями самыми общими, повседневными аспектами жизни?

Что делать, когда ребенок, которого мы когда-то качали на руках, ранит нас резкими и злыми словами, отгораживаясь от попыток достучаться до него?

И как получается, что мальчики, которые в течение первых десяти лет жизни проявляли эмоциональную открытость и желание общаться, очень часто в подростковом возрасте вдруг делаются настороженными и стараются отгородиться от близких?

    Отказ сыновей от общения приводит родителей одновременно в недоумение и расстройство.

Ситуация осложняется тем, что родители привыкли доверять словам ребенка как окну в его психологический мир. (Особую трудность это может вызывать у матерей, которым в силу необходимости приходится преодолевать как барьер между поколениями, так и различия между полами — тендерные различия.

) В конце концов, разговор — один из фундаментальных путей, посредством которых люди взаимодействуют друг с другом.

Так что родители вполне обоснованно ожидают, что их сыновья будут говорить с ними в манере, отражающей взаимное уважение и соучастие в семейной жизни. В общении отражается социальный интерес, и когда сын не разговаривает с ними, родители могут ощутить, что он потерял к ним интерес или каким-то образом отдаляется от них и осуждает их. Ребенок, который в течение многих лет был неотделим от родителей, который закидывал их бесконечными вопросами и жаждал делиться с ними всеми событиями своей жизни, может внезапно показаться родителям кем-то незнакомым или непонятным.

Хуже того, может показаться, что ваш ребенок больше не хочет вас знать.

Мой опыт работы с семьями свидетельствует о том, насколько трудной может быть подобная ситуация.

Родителей может ранить явное пренебрежение со стороны сына, тем не менее, их должен направлять внутренний голос, подсказывающий, что в действительности их сын продолжает в них нуждаться. В качестве родителей нам следует иногда доверяться убедительности этого внутреннего голоса для сохранения любви и приложения усилий, даже если наши мальчики усердно стараются убедить нас, что все наши попытки тщетны.

    Можно также опереться на глубокое понимание практических и психологических факторов, которые могут явиться причиной того, что наши мальчики становятся не так общительны, как нам бы хотелось.

Анализируя эти факторы, важно помнить, что когда мы ведем речь о мужском поле, мы не должны забывать, что проявления мужского характера столь же разнообразны, как индивидуальные мальчики и мужчины.

Ваш собственный сын — уникальная личность, черты характера и поведение которой представляют собой сложное сочетание генетических особенностей, обучения и пола. Признание его уникальности имеет первостепенную важность в понимании вами своего ребенка, в восприятии его реальности и, в конечном итоге, в том, чтобы помочь ему по достоинству оценить вас.     Ваше восприятие может различаться в зависимости от того, кто вы — мать или отец.

Конечно, и матери, и отцы волнуются, если их сыновья не хотят общаться, но по причине тендерных различий они часто рассматривают проблемы с общением с двух разных, взаимодополняющих точек зрения. Если вы в состоянии наладить конструктивное обсуждение этих точек зрения, вы выстроите фундамент для создания успешной родительской команды.

Понимание того, как ваш пол формирует ваш взгляд на сына, поможет вам протянуть ему руку на полпути через пропасть общения.