Наблюдаем, чтобы понять причину

    Если вас изначально беспокоит общение вашего сына, вам необходимо выяснить ряд важных вопросов:     Из чего проистекают проблемы в общении у вашего мальчика — из отсутствия интереса, сопротивления или недостаточных способностей к речевому общению? Насколько способности к общению контрастируют с остальными сферами развития мальчика?

Как согласуются прочие фазы развития личности — физическая, моральная/социальная и интеллектуальная? Если вы можете определить общую манеру поведения мальчика как «он слишком «молод» для своего возраста», возможно, у него не было времени или достаточной практики для развития соответствующих способностей к общению.

    Меняется ли манера общения мальчика в определенных обстоятельствах или в разговоре с разными людьми? Может быть, проблема коренится в специфической ситуации или в конкретных взаимоотношениях?

Мальчики могут быть словоохотливыми и остроумными в гостях у друга, но молчаливыми и мрачными дома. Подобные перемены в манере общения часто наблюдаются в период перед вступлением ребенка в подростковый возраст, когда мальчиков больше притягивает влияние их сверстников, а не членов семьи.

Но наблюдение за поведением мальчика может и подсказать вам, что пришла пора попытаться общаться с ним на иной «частоте». Пытались ли вы завязать с сыном разговор, который помог бы выяснить его мнение по тому или иному поводу или узнать больше о его интересах?

    Постарайтесь изменить манеру общения с сыном и понаблюдайте, меняется ли его реакция.

Требуется ли ему дополнительное время на «обработку» ваших расспросов? Понимает ли он, о чем вы его спрашиваете?

Может быть, ему особенно трудно говорить, когда речь идет о его чувствах, надеждах, страхах и желаниях?

Дома может помочь классический метод, применяемый психотерапевтами.

Постарайтесь перевести разговор с сыном в состояние «здесь и сейчас».

То есть спросите у него, что он думает о вашей манере общения с ним. Ведь очень легко сконцентрировать внимание на содержании «послания», оставляя без внимания его форму.

Не бойтесь откровенно высказать сыну, какого восприятия ваших слов вы от него ожидаете.

И, пожалуйста, не занимайте оборонительную позицию, если услышите от сына нечто совершенно неожиданное о собственной манере общения. Хорошие родители руководствуются внутренней интуицией!

    Попросите людей, знающих вашего сына, поделиться с вами впечатлениями о его манере общения, особенно родителей других мальчиков того же возраста или учителей. Мнение, составленное на основании информации из разных источников, позволяет объективно оценить обоснованность ваших тревог или вовсе избавиться от них. После беседы с учителями родители восьмилетнего Ганса выяснили, что не у них одних вызывает недоумение чрезмерная поглощенность мальчика колесами автомобилей и его нежелание говорить о чем-либо другом.

Учитель их сына помог родителям принять решение о консультации со специалистом.     Как родителям нам прежде всего необходимо рассматривать каждого мальчика как индивидуальность и концентрировать внимание на том, какое влияние на манеру его общения оказывают те более важные психологические факторы, которые способны формировать его жизнь.

Некоторые из таких факторов лучше всего проявляются в качестве черт характера, другие могут составлять часть некоего опыта развития, который, по крайней мере временно, меняет манеру мальчиков разговаривать и взаимодействовать с другими людьми. К подобным типам временного опыта могут относиться, в числе прочих, взаимоотношения в семье, перемена школы, переход в следующий класс или из младшей школы в среднюю, новые друзья или интересы, перемены в самооценке, начало периода полового созревания, попытки подросткового мятежа и зарождение сильных сексуальных чувств.

И это далеко не исчерпывающий перечень! Под воздействием подобного опыта, обусловленного процессами развития, мальчик может очень талантливо водить за нос родителей, демонстрируя явное безразличие.

Мальчики желают убедить нас, что способны самостоятельно справиться со всеми проблемами, подбрасываемыми жизнью, поскольку убеждены, что именно подобного отношения от них ожидают если несобственные родители, то, по крайней мере, сверстники.

Если вам приходилось проводить время с мальчиками старше 12 лет, вы наверняка видели такие признаки безразличия на их ничего не выражающих лицах, вызывающие взгляды мальчишек или, наоборот, нежелание глядеть вам в глаза и связанные со всем этим «сигналы» «эмоциональной замкнутости».

Если вы хотите понять, почему сын с вами не разговаривает, вам придется начать с понимания того, почему вообще мальчишки предпочитают поворачиваться к миру подобной стороной. Что побуждает их включать механизмы психологической самозащиты?

Разобравшись в том, каким целям служат эти защитные механизмы, вы сумеете найти творческий подход для сохранения связи со своим сыном и укрепления ее.