Научиться пользоваться словами, чтобы понимать собственные эмоции

    Мама девятилетнего Ноа пожаловалась, что ее мальчик постоянно либо злится, либо молчит. У любого человека, видевшего Ноа, сразу же складывается впечатление, что у этого мальчика высокий уровень уверенности в выражении того, что он думает по поводу того или другого.

Ноа без колебаний рассказывает, какие чувства вызывает у него его учительница или что он думает о своей семье, особенно об отце, на которого он злится большую часть своей недолгой жизни из-за тяжелого развода отца с матерью.     Желание Ноа общаться и высказывать откровенные суждения (отстаивать свое мнение) было его сильной стороной.

В то же самое время успех его общения с другими снижелся в результате неспособности мальчика к более тесному, личному общению или к признанию существования сложных чувств. Когда я спросил у Ноа, испытывает ли он в жизни какие-то проблемы из-за своей злости, он бросил на меня хмурый взгляд и отвернулся, отметая мой вопрос.

Последовала долгая пауза, и я снова задал вопрос.

На этот раз мальчик пришел в раздражение.

Я мог почувствовать, как нарастает в нем сопротивление, когда он ответил: «Нет, если только другие люди ко мне не лезут». Это высказывание помогло мне уловить суть его социальной проблемы.

Ноа не знал, как завязать с кем-то близкие отношения без того, чтобы подогревать собственные эмоции.

Поближе познакомившись с Ноа, я заметил, что часто он говорит импульсивно и не умеет выбирать слова.

Иногда казалось, что ему нравится слушать самого себя, высказывающего остроумные или грубые замечания.

Он становился более раскованным и разговорчивым, когда имел возможность сам выбирать тему разговора или задавать вопросы.

Злость у Ноа возникала, когда ему задавали вопросы, которые требовали самопонимания, соотнесения эмоций с опытом или же касались неясных ситуаций, не предполагавших четких ответов типа «черное или белое».

    Мы с мамой Ноа продумали план, как помочь мальчику выразить в словах его чувства по поводу развода родителей. Эта задача является сложной для большинства детей, но для Ноа она была особенно тяжелой.

После того как мы совместно поработали над этой задачей несколько месяцев, мама Ноа рассказала: «Мы ехали на занятия по плаванию и говорили о его отце.

Я сказала Ноа, что понимаю, как трудно было ему принять все эти перемены в жизни. Сказала, что я его люблю.

Он сидел очень тихо, и я ожидала от него каких-то жалоб или отпора. Но он сказал: «Иногда я просто прихожу в бешенство, потому что мне хочется сделать так, чтобы вы с папой опять любили друг друга».

Думаю, я знала, что все это время он это чувствовал, но для него большим шагом вперед явилось осознание того, что он это чувствует, и попытка выразить свои чувства словами.

У меня было такое впечатление, что стена между нами начала шататься, пускай чуть-чуть».

    В тот момент Ноа сумел передать свое ощущение потери и печаль.

Слова «мне хочется» были важными, потому что подразумевали объективное понимание личного, субъективного желания мальчика (чтобы его родители «любили Друг друга»).

Он оказался способен передать словами, как переживаемый им опыт влиял на его чувства и поведение.

    Таким образом, дети используют язык для осмысления того, что с ними происходит.

Слова помогают им определить и прояснить жизненный опыт.

Мера нашего успеха в жизни определяется не тем, есть ли у нас проблемы или трудные ситуации, потому что они есть у каждого. Наш успех определяется тем, насколько хорошо мы справляемся с конфликтными ситуациями или решаем проблемы.

    Мальчики, которые учатся использовать слова, чтобы лучше понять свой опыт, способны более точно различать собственные эмоции и потому менее склонны в любой ситуации впадать в необъяснимое раздражение. Хотя обстоятельства жизни Ноа не изменились, слова «мне хочется» в его устах подразумевали, что он сумел прояснить свое желание, понял, что его огорчает, и научился передавать свои чувства в разговоре с матерью так, чтобы вызывать у нее сочувственную реакцию.

    Мы, как индивиды, используем слова, чтобы улавливать нюансы личного опыта и формировать мысли, помогающие нам прояснить для себя, какие мы есть. Мы можем с успехом использовать слова как символы или определения различных состояний ума. Если задуматься, можно представить себе слова как некий тип скорописи, позволяющей быстро уловить эмоцию или идею таким образом, который дает нам возможность успешно донести ее до других.

    Большинство людей ощущают удовлетворение, когда находят правильные слова для передачи своих мыслей, чувств или опыта. Мы вполне резонно ощущаем, что правильные слова дают нашим мыслям или впечатлениям лучший шанс на верное понимание или точную оценку.

    А если этого важного социального преимущества оказывается недостаточно, можно добавить, что когда мы находим самые верные слова для самовыражения, наши мысли и чувства становятся прозрачнее и для нас самих. В социальном отношении слова прокладывают себе путь в нашей жизни, создавая сложную сеть, связывающую нас друг с другом.

    Наши воспоминания являются свидетельством в пользу того, как слова могут связывать прошлое с настоящим.

    Наша память — кладовая важных, влиятельных слов, слышанных нами в течение жизни, — рассказ отца о велосипедной прогулке, похвала учителя за красиво написанные буквы, критика сверстника по поводу нашего внешнего вида и так далее.     Давным-давно замерло эхо произнесенных слов, но их смысл продолжает отзываться в глубинах нашей памяти.

Мы должны прийти в согласие со словами, которые носим внутри себя, и помнить, что мы несем ответственность за те слова, которые поселяем в умах других людей.

    Слова важны потому, что они помогают мальчикам понять, кто они есть.