Внешние обстоятельства

    Слова — это краски, с помощью которых передаются самые важные мысли и чувства. Несмотря на то, что в течение дня мы можем использовать тысячи слов, их выбор в основном осуществляется относительно бессознательно. Из-за склонности говорить быстро и пользоваться словами в избытке у большинства людей процесс выбора слов происходит автоматически.

Однако это не ослабляет влияния слов на нашу жизнь и жизни тех, с кем мы общаемся. Слова составляют основу в завязывании взаимоотношений и заслуживают гораздо большего уважения, чем то, какое мы им оказываем в повседневном общении.

В действительности мы часто вообще не обращаем на свои слова должного внимания за исключением случаев, когда нам «не удается подобрать нужное слово» или когда мы оказываемся в ситуации, в которой наши слова могут иметь очень важные последствия. Большинству из нас внушали, что в такие ответственные или напряженные моменты следует «тщательно подбирать слова», думая о том, как их воспримет собеседник.

    Выбор слов в нашей жизни также формируется под воздействием обстоятельств, в том числе обусловливается конкретными взаимоотношениями, существующими между нами и человеком, с которым мы общаемся.

Большинство из нас прекрасно знают, что манера общения, например, в суде разительно отличается от обычной болтовни с сослуживцем.

Вероятно, мы и с какими-то своими коллегами говорим иначе, чем с другими, потому что лучше их знаем или больше доверяем им. Подобные суждения и решения представляют естественную часть нашего жизненного общения. Они требуют чуткости к другим людям и понимания социальной динамики.

Тем не менее, словарный запас многих мальчиков лишен осознания этой динамики и усечен до самых базовых форм, в которых утрачиваются весь смысл и выразительность. Не сознавая этого, мальчишки используют язык себе же во вред.

Неумение многих мальчишек общаться не может не вызывать беспокойства. Если образно сравнить слова с валютой межличностного обмена, стоит задуматься над тем, не растим ли мы мальчишек, которые составят поколение социальных банкротов.

    Когда ребенок злится, желательно уметь заглядывать за внешние проявления его эмоций.

Как часто дующий губы четырехлетка, нарушающий общий покой восьмилетка или разгневанный четырнадцатилетний «отшельник» оказываются выбитыми из колеи собственной неспособностью найти словесный выход из межличностных конфликтов. В таких ситуациях родительская задача состоит в том, чтобы помочь детям найти нужные слова, предоставив им модели фраз, которые могут быть использованы для налаживания конструктивного общения.

«Ты хочешь сказать, что жалеешь о своем поведении и хотел бы, чтобы мы снова стали друзьями?

», «Может быть, если ты дашь ему понять, как восхищаешься им, он поговорит с тобой», «Я думаю, что твои друзья скучают по тебе и им просто необходимо знать, что тебе тоже плохо без них».     Мы пользуемся словами во многих психологически важных целях, в том числе для разрешения конфликтов, самовыражения, избавления от стрессов и завязывания самых важных и, как мы надеемся, длительных жизненных взаимоотношений. Внимательно перечитайте этот список, и вы убедитесь, что в него входят наиболее основополагающие факторы психологического благополучия.

Теперь вообразите человека, который не владеет своими словами, — измученного стрессами, сгибающегося под бременем конфликтов, одинокого и потенциально неуравновешенного.

    Язык помогает нам перевести свои эмоции на более осязаемый уровень, преобразовать их в нечто, поддающееся анализу или модификации.

Мы в буквальном смысле используем язык для обдумывания того, что происходит в нашей жизни. Опыт оформляется и организуется в нашем мозгу с помощью тех слов, которые мы используем для его описания.

Развитие словарного запаса во многом обусловливает наше умение успешно справляться с разнообразными жизненными проблемами. Язык помогает нам опосредовать получаемый опыт, придавая четкую закономерность неизбежным горестям и сложностям нашей жизни.

    Многие мальчики сталкиваются в жизни с общей проблемой — выработки достаточной широты и глубины собственного социального и эмоционального вокабуляра.

Широта словарного запаса обусловливается личностными знаниями о словах, в то время как глубина отражается в правильном понимании смысла слов и во владении словом, то есть в способности успешно и быстро оперировать словами в различных ситуациях. Вполне естественно, что наши ожидания, связанные с сыновьями, обусловливаются их возрастом, но даже в ползунковом возрасте следует начинать помогать мальчикам в расширении и углублении их словарного запаса.

    Можно помочь еще не умеющему читать малышу в расширении словарного запаса, используя в разговоре множество синонимов, особенно тех, которые передают эмоции: «Я так счастлив, что бабушка приезжает к нам в гости. Я просто безумно этому рад!», «Как ты думаешь, мороженое обрадует тебя сейчас?

Я думаю, что это будет сногсшибательно», «Ты рад походу в зоопарк? Конечно, я просто в восторге!

».     У некоторых мальчиков очень изысканный словарный запас в некоторых областях. Возможно, они способны назвать каждого героя полюбившегося мультфильма и перечислить мельчайшие детали сказочного мира, который населяют эти персонажи.

Другие мальчики прекрасно разбираются в создании веб-сайтов или, скажем, в скейтбордах, но это вовсе не означает, что они хорошие собеседники.

(Обратите внимание, что эти примеры связаны в основном с миром фантазии, техники или с подвижными видами деятельности.

) Мальчики бывают очень увлечены тем, что их интересует, и когда подобная увлеченность получает словесное выражение, за этим может последовать формирование четких убеждений (strong opinions). Однако порой гиперболизация принимается за глубину, а четкое мнение может явиться попыткой отвлечь внимание от более сложных мыслей и чувств.

    Мама: Как было сегодня в школе?

    Сын: Паршиво.

    Отец: И как ты собираешься вести себя с ребятами, которые к тебе придираются?

Сын: Не знаю, просто разберусь с ними.

Подобные фразы часто указывают на проблемы с широтой и глубиной выразительного словарного запаса.

Услыхав из уст сына подобные заявления, прежде всего обдумайте возможность того, что основная проблема вашего ребенка может состоять в его неумении рассказать вам, что он чувствует или думает.

Это может помочь вам найти путь общения с мальчиком.