Вы есть то, что вы говорите

    Встречаясь с мальчиками, чья речь нечленораздельна, искажена или скудна, я практически всегда ощущаю тревогу за их эмоциональное благополучие. Почему?

Потому что я хорошо усвоил, что общение есть тот тип поведения, который не только отражает, кто мы есть и кем станем, то есть наше «я», но и оказывает влияние на то, кто мы есть и кем станем.

Этот принцип поведенческой двунаправленности предполагает, что наши поступки и наша личность находятся в состоянии постоянного диалога и взаимно формируют друг друга, осознаем мы это или нет. По какой-то причине это фундаментальное наблюдение о принципах работы ума никогда не ставилось во главу угла во время моего формального обучения по специальности психология.

Более того, я усвоил принцип поведенческой двунаправленности ценой разочарований и принятия на себя ответственности за помощь нескольким трудным, не очень сообразительным, но во всех других смыслах очень симпатичным подросткам из сельского района Пенсильвании.     Впервые получив работу психотерапевта, я объездил несколько средних школ, где в мои обязанности входили беседы с «проблемными» мальчиками, у большинства из которых была к тому же серьезно занижена самооценка.

Прежде чем встретиться с этими ребятами, я решил для себя, что моей исходной стратегией будет налаживание постоянной поддерживающей обратной связи с подростками, что я обязан концентрироваться на всех положительных моментах, которые смогу отыскать в жизни этих мальчишек.

Каждый раз при встрече с мальчиками я улыбался им, старался изо всех сил излучать энергию и надежду и при этом искал в подростках признаки перемен.

Я надеялся стать для них чем-то вроде ролевой модели и полагал, что в конце концов мой положительный настрой преодолеет их негативизм и низкую самооценку.     То был продуманный, проникнутый добрыми намерениями подход, направленный на достижение положительных перемен.

Только одно было в нем плохо — он не работал.

Мальчики не желали со мной сотрудничать, несмотря на то, что я считал титаническими усилиями с моей стороны.

Расстроенный, а иногда и впадающий в уныние, я проделывал долгий путь домой, по дороге размышляя о том, почему все идет не так. Я применял на практике классические навыки психолога-консультанта и испытывал к этим мальчикам искренние чувства.

И, тем не менее, я был вынужден признать, что мои надежды и оптимизм не приносят желанных плодов.     Лежа ночью без сна, я обдумывал, как изменить ситуацию.

И постепенно до меня начало доходить, что, может быть, в попытке добиться того, чтобы мальчики начали лучше себя чувствовать, я принял на себя слишком большую ответственность. Я был так поглощен поиском положительных моментов, истолкованием мальчишеских поступков и слов, что даже не попросил их приложить хоть немного усилий, которые-то и способны привести к осмысленным переменам.

По собственной оплошности я ненамеренно лишил их дара свершения, то есть именно того, в чем отчаянно нуждаются мальчики с низкой самооценкой. Эти мальчики преподали мне урок, которого я никогда не забуду.

Недостаточно предлагать положительное отношение к жизни, чтобы помочь ребятам справиться с их детскими и подростковыми проблемами. Этого недостаточно и для того, чтобы помочь им преобразовать побуждение к саморазрушению в толчок к достижениям.

    В попытке подойти творчески к следующему этапу моей деятельности я вспомнил о тех поразительных вещах, которые эти мальчики рассказали мне во время наших первых встреч.

То были рассказы о всевозможных семейных конфликтах, неудачах в учебе, общении, о полном пренебрежении к собственному здоровью, в том числе о сексуальной неразборчивости.

    Я решил, что в следующую встречу сконцентрируюсь на том, чтобы помочь этим ребятам в определении специфических целей, тех вещей, которые имели для них важность, и в разработке планов действий, способных привести к осмысленному их достижению.

Что еще важнее, я стал настаивать, чтобы мальчики научились выражать свои цели словами и работать с ними для создания «эмоционального словаря», способного помочь им поколебать свой негативный настрой за счет расширения возможностей выражения эмоций.

    Многим людям, чья профессия так или иначе связана с оказанием помощи людям, понятна мудрость психолога Абрахама Маслоу, который сказал: «Если в вашем распоряжении есть только молоток, любая проблема выглядит для вас, как гвоздь».     В том же самом смысле, если мальчики способны мыслить лишь в абсолютных категориях типа «я зол, расстроен, доволен» («психую, горюю, кайфую»), это означает, что в языке они используют только кувалду, хотя в их распоряжении имеются словесные инструменты гораздо более высокой точности.

    Слова важны потому, что они позволяют мальчикам озвучить свои цели и тем самым предоставляют им возможность стремиться к чему-то, чего-то достичь; а достижение является источником самоуважения.     Мой опыт общения с этими учениками средней школы показал мне, что выстраивание навыков общения может способствовать повышению самооценки, а по мере того, как повышается самооценка, мальчики становятся смелее в самовыражении.

Это принцип двунаправленности в действии.     Настроение и мировоззрение человека следуют за его поведением, а общение тоже представляет собой тип поведения.

И наконец: по мере того, как совершенствуется способность мальчиков к самовыражению, перед ними раскрываются двери к более высоким уровням уверенности и достижений.