«Я заметил, что ты и двух слов не сказал, — ты полагаешь, мы сумеем поладить?»

    Даже если они ничего об этом не говорят, мальчики подмечают различия в манере общения своих сверстников. Они чувствуют, когда их собственные выразительные языковые способности не достигают соответствующего уровня, и к третьему или четвертому классу большинство ребят выбирают для себя группы сверстников, руководствуясь в основном стилем самовыражения или общения в таких группках. Точно так же, как физически слабо развитые мальчики обычно не тяготеют к соученикам спортивного сложения (и, в свою очередь, не слишком дружелюбно воспринимаются юными спортсменами), мальчики, плохо владеющие речью, имеют тенденцию держаться подальше от более красноречивых сверстников.

Подобное разделение и его психологические последствия с наибольшей очевидностью проявляются в средней школе и в ее старших классах.

Как мы увидим, мальчики могут реагировать на подобную ситуацию с помощью агрессии, впадать в состояние тревоги или уходить в себя.

    К сожалению, общение с мальчиками, имеющими сходные коммуникативные проблемы, еще больше отдаляет наших сыновей от положительных влияний. Причем было бы неверным утверждать, что примеры правильного языкового общения изобилуют в современной жизни.

Одна из причин того, почему у многих мальчиков отсутствуют хорошие языковые навыки, состоит в том, что им редко предоставляется шанс встретить достойные подражания образцы в тех источниках информации, которые оказывают мощное влияние на их жизнь.

Когда вы в последний раз слышали вразумительную речь или небанальные слова в популярных песнях, мультфильмах или электронных играх?

(Я не пытаюсь полностью отрицать творческие возможности и выразительность этих средств массовой культуры, однако вдумайтесь, в каких объемах они предлагаются вашим мальчикам.) Вместо этого мозговые центры, ответственные за усвоение языка, постоянно оказываются перегружены несвязной, обрывочной речью, насыщенной примитивной, близкой к маргинальной лексикой, а зачастую и вовсе лишенной мысли.

Даже в самых лучших телевизионных программах для детей иногда игнорируется потребность в передаче мыслей полными предложениями.

    Далее ситуация осложняется необыкновенно убедительной силой образов и их использованием практически во всех формах средств общения, предназначенных для детей.

Представьте себе, что вы учились ходить с костылями — ваши мышцы станут дряблыми, а ноги — не смогут двигаться так легко, как вы надеялись. Постоянная связь образов со словами может снизить нашу способность пользоваться для выражения идей одними словами.

    За несколько поколений мы прошли путь от прослушивания радиопередач до просмотра телепрограмм, получили доступ к сотне кабельных телеканалов, а затем и к завлекательным домашним мультимедийным средствам. Наши чувства постоянно притупляются в результате их перегруженности «наркотиками» образов и звуков.

Возможно, именно по этой причине многим учителям приходится почти обязательно использовать образы в процессе обучения.

В очень проницательной книге доктора Джейн Хили «Умы в опасности» указывается, что учителям, к сожалению, приходится мириться с тем, что большинство детей не способны долго концентрировать внимание и не умеют слушать. Такая ситуация доставляет учителям дополнительные трудности.

Им приходится пытаться достучаться до детей с помощью учебных визуальных и, особенно, аудиосредств.

Ученики перенасыщены подобной информацией и в результате оказываются неспособными реагировать на учебный процесс, если он не содержит элемента развлекательности. Если вы помните, учеба в школе не слишком напоминает развлечение, по крайней мере, она не всегда столь увлекательна, как, скажем, электронные игры.

Процесс обучения предполагает повторение, запоминание и усвоение множества фактов, помогающих обрести более сложные навыки и понимание. Школа — одно из тех мест, где дети усваивают принцип отдаленного вознаграждения во имя более долгосрочной цели — перехода в следующий класс, окончания школы, а возможно, и успешной будущей карьеры.

Перемены в процессе когнитивной обработки информации влияют не только на способности детей к обучению, но и оказывают глубочайшее воздействие на способность мальчиков добиваться успеха в обществе.     Слова имеют важность потому, что они тренируют слуховые обучающие навыки, притуплённые у наших мальчиков под влиянием телепрограмм, видеоигр и компьютеров.