«Пожалуйста, не обращайте внимания на то, как я изменился»

    Сложнее всего родителям не считать себя причиной поведения собственного сына. Это не означает, что мы не должны чувствовать себя обязанными что-то предпринять.

Если мальчик не хочет разговаривать, родители могут резонно подумать: «Как все это понимать? В конце концов, разве наш мальчик не должен чувствовать себя наиболее спокойно в общении с людьми, с которыми он проводит большую часть времени, которые любят его и заботятся о нем?». Разумное предположение, однако мальчики воспринимают происходящее совершенно иначе.

По иронии, многие мальчики больше всего озабочены тем, чтобы скрывать самые личные переживания именно от тех людей, которые знают их лучше всех.

Может быть, это звучит странно, но некоторые мальчики ощущают себя с родителями особенно настороже. Это происходит потому, что родители являются свидетелями важнейших трансформаций в личности, навыках и взаимоотношениях сына, а он предпочел бы, чтобы эти этапы развития были менее очевидными для внешнего мира, даже для родителей.

    Мальчики не всегда легко переживают те личные перемены, которые происходят с ними в детский и подростковый периоды.

Зачастую они ощущают себя как-то «глупо» в такие моменты.

А если похвалить мальчика за то, как он «вырос» в социальном плане, у него могут возникнуть смешанные чувства по поводу такого комплимента. Например, когда вы говорите, что у сына появилось много друзей в школе в этом году, вы хотите подчеркнуть положительные изменения и похвалить мальчика.

Это прекрасно, но, учитывая обостренное самосознание многих ребят, неудивительно, что ваш сын может принять ваши слова вовсе не за похвалу. Вместо этого он может прийти в смятение, думая, что вы сравниваете его школьную жизнь теперь и в прошлом году, когда он только перешел в среднюю школу и никто не хотел с ним разговаривать.

Ваши добрые слова могли ненамеренно разбередить его незатянувшуюся рану. Естественно, мальчик не проявит желания продолжать разговор.

Конечно, я не хочу сказать, что не стоит хвалить сына, просто проявляйте чуткость к тому, как будет формироваться его жизненный опыт под влиянием ваших слов.     Мне кажется, что многие мальчики предпочитают, чтобы другие люди видели их только такими, какие они есть в данный момент.

Неизменный личный образ придает им больше уверенности в себе и в своем будущем.

Очень убедительным средством является для мальчиков ясность цели.

Ребенку ни к чему постоянно размышлять о том, что его мышление и личность уже не раз претерпевали изменения и что не так давно он был совершенно другим человеком (и это естественная часть процесса взросления).     Однако, по иронии, сам процесс экспериментирования внушает надежды родителям, служит для них знаком того, что их сын способен быть достаточно гибким и уверенным в себе, чтобы исследовать возможности представления себя миру с совершенно иной стороны.

Растерянность и сомнение в попытках примерить на себя новые образы представляет собой еще одно отличие между мальчиками и девочками, особенно в возрасте старше 10 лет. Как правило, девочка с удовольствием примеряет новую одежду, пытается иначе произнести свое имя и представляет себя во всевозможных новых образах. Для нее это все равно, что игра.

Однако все мальчики, за исключением наиболее уверенных в себе и развитых в социальном отношении, переживают неловкость в связи с этим процессом ко времени достижения школьного возраста. Мальчики привыкли считать, что от них ожидают уверенности.

Вследствие этого примерка на себя новых ролей или «костюмов» может психологически связываться в их представлении с утратой уверенности или со слабостью.

Хотя «личина», которую многие ребята носят в школе, бывает чрезвычайно выразительна (часто включая провокационные словечки и фразы), она является выразительной только в рамках кода, признанного в среде сверстников. Усилия, предпринимаемые мальчиком, чтобы выглядеть, «как все его сверстники», помогают парнишке избежать внимания того типа, которое ему ненавистно.

    Важным шагом в процессе развития является способность учиться на прошлых ситуациях.

Мальчики в целом и подростки в частности склонны мыслить в абсолютных категориях. Убеждение в том, что происходящее в данный момент имеет первостепенную важность, сталкивается с опасениями мальчика, что его успехи могут быть кратковременным явлением.

Родители, как свидетели прошлых промахов сына (реальных или воображаемых), способны пробуждать у него чувство неловкости.

Но оптимизм родителей по поводу успехов сына и признание его достижений способны помочь мальчику преодолеть страхи.