Может быть, он слышит некоторые слова лучше, чем все остальные?

    Не все слова равнозначны. У нас имеется повышенная восприимчивость к словам и языку, которые что-то говорят лично нам. Такие слова мальчики впитывают и запоминают лучше всех прочих, и эти слова очень часто становятся центром личной мифологии мальчишек. Поскольку каждый мальчик — личность, которую привлекает широкое разнообразие интересов и видов деятельности, трудно предсказать, где тот или иной мальчишка может услышать слова, способные захватить его воображение, — или слова, которые помогут ему в самоопределении.

Девятилетний парнишка может почерпнуть такие слова в своем любимом мультфильме, но даже среди девятилеток один может жаждать излучать искрометный героизм «Джимми-Нейтрона, мальчика-гения», а другому больше по душе абсурдное остроумие «Губчатого Боба» и его подводный мир. На пятнадцатилетнего подростка наибольшее влияние могут оказывать слова популярных песен и просторечный язык сверстников.

Слова, затрагивающие души подростков, глубоко укореняются в их сознании, и мы можем слышать от подростков все те же слова и фразы, повторяющиеся многократно.     Трудно бывает понять, почему наших сыновей так привлекают определенные типы слов или выражений.

Может быть, дело облегчится, если мы вспомним, что язык человека и его словесные предпочтения отражают личность этого человека и эмоции, которые он переживает. Не так давно я прочитал о том, что одна маркетинговая компания обнаружила, что, когда она проигрывает в телефонных системах своих потенциальных клиентов более резко звучащие, «тревожащие» джазовые фрагменты, клиенты реже вешают трубку, чем в случае звучания медленной классической музыки.

Это открытие очень удивило специалистов компании, которые долгое время полагали, что спокойная музыка должна снимать у клиентов раздражение по поводу того, что им приходится ждать соединения. Однако выяснилось, что клиенты предпочитают музыку, более созвучную их внутреннему состоянию.

Когда абоненты слышали рваные ритмы джаза, их эмоции (в данном случае нетерпеливое раздражение в ожидании ответа представителя фирмы) находили выход и успешно «заземлялись». Вывод: абоненты с меньшей вероятностью отключались от музыки, которая отвечала их сиюминутному эмоциональному опыту.

Этот пример подчеркивает, что очень важно обращать внимание на музыку, которая нравится нашим сыновьям, в том числе на тексты песен, которые составляют центральные элементы в повседневной речи мальчиков.

Внимательно прислушивайтесь к сыну.

Это может послужить прекрасной отправной точкой для того типа диалога, на который вы питаете надежды, в котором вы переходите от поверхностных к более глубоким уровням понимания и самовыражения вашего сына.

    Внимательно прислушивайтесь к словам, привлекающим вашего сына, будь то тексты песен или внешне не имеющая смысла болтовня с приятелями.

    Как мы уже узнали, слова — это символы, и по мере того, как мальчики становятся подростками, слова превращаются в символы все более сложных идей и эмоциональных состояний. Попытки испробовать те формы выражения, которые не одобряют их родители,- это проверенный веками ритуал перехода в подростковый возраст.

Так что, если ваш сын слушает «гангстерский» рэп, это может являться как отражением его антиобщественных настроений, так и просто невозможностью устоять перед динамикой силы и напряженной борьбой добра и зла. В определенном смысле такая музыка представляет собой сравнительно безопасный путь исследования и понимания дуальной природы собственной личности — легкий флирт с запретными мыслями и побуждениями, которые возникают у каждого из нас. У каждого поколения есть свои песни мятежа. Не так давно я прочитал интервью с ныне покойным великим исполнителем песен в стиле кантри Джонни Кэшем.

В числе прочего он отметил, что наибольший отклик у его аудитории всегда находила следующая строка из песни: «Я застрелил человека в Мемфисе только для того, чтобы поглядеть, как он будет умирать».

Жестокость этой строки была созвучна тому гипнотическому воздействию, которое оказывал на предыдущее молодое поколение неизменный аспект человеческой сущности, то есть любопытство к «темной стороне» человечества.

Попытки спорить с подростком по поводу его любимой музыки — дело бесполезное и изнуряющее, поскольку его пристрастия в музыке связаны не с дурным или хорошим вкусом, а в большей мере с поиском символов.

Наши сыновья приходят во вполне понятное волнение, когда обнаруживают в музыке символы процессов развития, доминирующих в их жизни и самосознании.

Если вступать с мальчиками в конфронтацию по этому поводу, используя авторитарный подход, это сделает слова излюбленных песен еще более притягательными и значимыми.

А если попросить сына объяснить вам текст песни и те эмоции, которые он пробуждает у мальчика, это может привести к более продуктивному и дружелюбному диалогу.

Это наиболее важная причина, по которой нам следует следить за словами, адресуемыми нашим сыновьям, чтобы сохранять с ними успешный вербальный контакт.

    Наша способность к общению с мальчиками приносит столь необходимую им уверенность и помогает хотя бы немного компенсировать их нерешительность в завязывании общения с нами, Кроме того, открытое общение служит еще и другой, не менее важной цели — помогает нашим сыновьям избежать полного погружения в самих себя. Когда мальчики утрачивают интерес к усвоению нового, перестают пытаться «навести мосты» к жизням других людей, когда они становятся равнодушны к словам и поступкам людей, даже тех, которые знают их лучше всех, у родителей появляется значительная проблема.

Ушедшие в себя мальчики производят впечатление погруженных в транс, чьи мысли и чувства лежат в плоскости частной реальности, в которую другим людям нет доступа. Иногда мальчики замыкаются в себе по причине отсутствия альтернативы.

Им оказывается проще уйти в себя, чем бороться с жизненными трудностями.

    Слова имеют важность, потому что они разрушают стену замкнутости, которая угрожает воздвигнуться вокруг наших сыновей.