Помогите мальчику найти слова, необходимые ему для понимания своих чувств

    Психологам известно, что словесное выражение эмоций является основным препятствием для некоторых людей. В психологии этот синдром называется алекси-тимия, что в переводе с латыни означает «без слов для эмоций», и тот факт, что психотерапевты хорошо знакомы с этим синдромом, не является простым совпадением.

Этот синдром способен становиться причиной серьезных проблем в браке, семье и на службе. Очень высокий процент людей, страдающих этим синдромом, составляют мужчины.

Зачастую такие мужчины воспринимают терапию как трудный и враждебный им опыт — может быть, потому, что он требует от них именно того, что дается им с наибольшим трудом.     Так как мальчики редко бывают полностью лишены способности выражать хотя бы одну главную эмоцию — гнев, я полагаю, что в нашем контексте лучше обозначить этот синдром термином дислекситимия, или «нехватка слов для выражения эмоций».

Подобно тому, как у человека с дислексией имеются проблемы с чтением, человек с дислекситимией испытывает затруднения в переживании и выражении своих эмоций.

Дислекситимия может не замечаться окружающими, поскольку в нашем обществе не принято уделять осознанное внимание недостаточному эмоциональному общению. Напротив, мы приписываем подобную тенденцию стереотипному представлению о мужчинах, например «сильный и немногословный».

Иногда проблема маскируется за счет подчеркивания каких-то других положительных качеств — «у него золотые руки» или «да, он бывает грубоват, но сердце у него доброе».     Дислекситимия, или «нехватка слов для выражения эмоций» — гораздо больше, чем просто психологический жаргон.

Эта распространенная общественная черта производит потенциально разрушительный эффект на тело и разум.

Подавление эмоций связано с гормональными изменениями, такими, например, которые выводят из строя важные функции иммунной системы. К сожалению, здоровье мужчин, не способных выражать свои эмоции, может подвергаться большему риску.

    Помощь сыну в обретении слов, необходимых ему для понимания себя и своих чувств, — дело серьезное.

Тем не менее, этот процесс можно превратить в часть повседневной жизни, например, использовать обсуждение сцены из телевизионного шоу, где эмоции героев были хорошо выражены. Умные родители могут незаметно вводить подобные ситуации в обычный разговор, так, чтобы это не выглядело уроком или нравоучением.

Соотносите ситуации с реальными событиями в жизни своего ребенка! Примеры можно отыскать повсюду.

Не бойтесь остановиться и разъяснить ребенку смысл событий, происходящих на ваших глазах в супермаркете, на игровой площадке или в религиозном центре. Чаще всего я рекомендовал родителям мальчиков, которых консультировал по поводу подобных проблем, учиться объяснять ребенку нюансы социального взаимодействия, используя слова и фразы, которые бы расширяли и углубляли внутреннюю проницательность мальчиков.

Возможно, это будет своеобразный анализ игры или споров между другими людьми или непосредственное «наблюдение за людьми» в парке в попытке понять их настроение.     Представьте себе, что вы сидите в небольшом кафе на открытом воздухе в парке со своим маленьким сыном.

Через несколько столиков от вас вы видите маму с сыном и дочкой. Они подходят к столику, и девочка, которая младше брата, садится на то место, которое хотел занять мальчик.

Семейство уселось, и после этот мальчик начинает отнимать какую-то еду у сестренки, и дети ссорятся.

Мать журит обоих и отодвигает печенье подальше от детей.

Позже мама разрешает детям взять печенье, и сестренка предлагает одно из печений брату.

І Прекрасная возможность проанализировать с вашим сыном поведение мальчика.

Почему мальчик отнимал лакомства у сестренки?

Может быть, он рассердился на сестру за то, что она села на место, облюбованное им для себя, или был разочарован тем, что мама не попросила девочку пересесть?

Упомяните в разговоре, что девочка — младше брата и, возможно, только учится делиться с другими.

Спросите у сына, не знает ли он других маленьких детей, которые не хотят делиться. Почему это происходит?

Спросите у сына, почему мама поругала детей и отодвинула от них печенье. Обратите внимание, заметил ли ваш сын, что девочка старалась проявить дружелюбие, предлагая брату сладости.

Может быть, она плохо себя чувствовала из-за того, что заняла стул брата?

Спросите своего сына, может ли и брат ощущать себя плохо из-за того, что отнимал у сестры лакомства. Как он полагает, мать гордится детьми, когда они хорошо ладят друг с другом?

    По мере расширения эмоционального словаря вашего сына он сможет перейти от самых простых определений вроде «мне радостно, грустно, я злюсь» к более сложным — «разочарованность, смятение, волнение, позерство, удовольствие» и так далее.

Начинайте с уровня, на котором мальчик чувствует себя комфортно, и двигайтесь дальше. Опять-таки, обучение может осуществляться во время обычного разговора, так что мальчик даже не заметит обучающего момента.

Просто он узнает, что вы понимаете чувства других людей и их мотивацию, и сам начнет выработку у себя этих важных жизненный навыков.

Чем раньше вы начнете, тем лучше.

Если ползунок может назвать несколько разных видов игрушечных машинок или разные цвета, значит, он достаточно «большой», чтобы начинать замечать и классифицировать чувства — как собственные, так и других людей.