Обращайте внимание на неязыковые подсказки

    Еще один важный аспект общения и переживания эмоций связан с качественным фактором речи. Я хочу сказать, что глубина, скорость, громкость и тональность голоса связаны на уровне нервной системы с запоминаемыми ментальными образами и воспоминаниями.

Большинство родителей умеют с успехом перенаправлять внимание своих сыновей, меняя тон или громкость речи. (Хорошо известной стратегией является понижение голоса и обращение к ребенку по его уменьшительному имени.

) Точно так же дети интерпретируют настроение родителей или иных авторитетных взрослых посредством тончайших нюансов в их речи и манере говорить. К таким подсказкам могут относиться еще и жесты, и выражения лица.

Все эти факторы соединяются, помогая детям проделать анализ и сделать вывод об эмоциональном состоянии другого человека. Мальчикам труднее бывает интерпретировать подсказки такого типа, чем девочкам.

Быстрые социальные изменения, в том числе все увеличивающееся население планеты, делают в наши дни чувствительность к выразительным нюансам более важным фактором, чем в любой другой период истории человечества. Нет сомнений в том, что мальчики могут с успехом освоить эти навыки.

Вспомните сложнейшие нюансы музыкальных видеодисков, пронизанных множеством знаков для посвященных.

Я же говорю о том, что эмоциональная «грамотность» обладает иными свойствами, и наши сыновья привлекают различные перцептивные навыки для освоения языка эмоций.     Важно поощрять мальчиков в попытках самовыражения, включая уникальные и идиосинкретические интуитивные проявления, помогающие ребятам дифференцировать себя и других людей.

У мальчиков, чьи родители ищут возможности ненавязчиво научить своих сыновей более открытому и искреннему обмену идеями в общении, выработается большее словесное мастерство и улучшится вербальная память. В свою очередь, ребята будут лучше подготовлены к усвоению и пониманию новых слов, фраз и синтаксических конструкций.

Прося мальчиков выразить и прояснить словами то, что они чувствуют, мы помогаем им совершенствовать и расширить их эмоциональный словарь.     В каких-то необычных ситуациях мальчики способны сами себя удивлять, поскольку их память может подсказать им слова, заложенные в их сознании, но редко извлекаемые на свет.

После того как над Чесапикским заливом пронесся ураган Изабелла, мы с женой в сопровождении своего в ту пору двухлетнего сына поехали в залив, чтобы посмотреть, что стало с нашей лодкой. Мы приехали сразу после наступления сумерек, и наш причал оказался серьезно поврежден.

Несмотря на опасность ситуации, я был полон решимости перелезть через обломки и поискать нашу лодку. Я вылез из грузовичка, напутствуемый словами жены «Будь осторожен!

», и в этот момент наш сынишка, который в течение нескольких минут был непривычно молчалив, вдруг выкрикнул: «Я волнуюсь!». Ни разу прежде я не слышал от него этих слов, никогда он так открыто не выражал свою тревогу; однако было очевидно, что и сама фраза, и ее эмоциональная окрашенность оказались доступны ему, когда потребовалось выразить сильные чувства.

Если бы его никогда не учили слову «волноваться», его способность к выражению своих чувств оказалась бы заблокированной.

Закладывая основы эмоционального словаря своих сыновей, мы готовим их к активному и успешному участию во всех видах жизненного опыта.     Если ваш сын проигрывает вам партию в шахматы и вы видите, что он расстроен, спросите его, в ярости ли он оттого, что проигрывает, ненавистна ли ему мысль о проигрыше или он просто расстраивается из-за того, что осваивает игру в шахматы не так быстро и успешно, как ему хотелось бы. А если мальчик выигрывает партию и выражает свое удовлетворение радостными криками, постарайтесь расширить его эмоциональный словарь соответствующими терминами: он торжествует, гордится, возбужден, удивлен, достоин похвалы.

Еще одна ненавязчивая методика состоит в том, чтобы пополнять словарный запас сына, используя синонимы в собственной речи. Один папа сказал восьмилетнему сынишке: «Я так расстроен проигрышем «Янкиз», я просто вне себя».

Его сын уже хорошо знал слово «расстраиваться», и этого было достаточно, чтобы он понял смысл выражения «быть вне себя», особенно в соответствующем обучающем контексте.     Надеюсь, что наше исследование немногословных мальчиков уже убедило вас в том, насколько важную роль играет общение в развитии ребят.

Мальчикам тоже есть что сказать, причем ничуть не в меньшей мере, чем девочкам, но по причинам психологическим и неврологическим эта задача может оказаться гораздо сложнее для них, чем для девочек. Мы поняли также, что сопротивление общению, выказываемое некоторыми мальчиками, требует от родителей чуткости, умения и терпения.

Но важнее всего — помочь своему сыну освоить язык эмоций.

    Отсутствие эмоционального языка или его наличие способны принести вашему сыну болезнь или здоровье в будущей взрослой жизни.

Уча своих мальчиков сопереживать, мы взращиваем этот рефлекс в самых глубинах их мышления и предоставляем им тот «инструмент», который способен обогатить все разнообразные взаимоотношения, предлагаемые нам жизнью.     Как я и обещал, в части II речь пойдет о психологических и неврологических барьерах, которые часто препятствуют мальчикам в успешном общении и обретении эмоциональной «грамотности».

Мы обсудим все трудности и проблемы, связанные с помощью тем мальчикам, которые застенчивы и углублены в себя, злы и упорны, а также мальчикам, у которых затруднения с общением обусловлены неврологическими различиями. Главное — не пытаться вешать на детей ярлыки, а постараться понять, что путь к здоровому социальному развитию может преграждаться далеко не одним препятствием.

В вашем собственном сыне могут сочетаться два или более типов трудных мальчиков, которые я собираюсь обсуждать.     Мальчик может быть сердитым и застенчивым или погруженным в себя и вспыльчивым одновременно.

Если мы стремимся глядеть на своих сыновей, не закрывая глаза на их проблемы, мы на один важный шаг приближаемся к тому типу родителей, в которых так нуждаются наши сыновья.