Как уйти?

Как уйти?

Многие женщины признаются: даже когда их ребенку исполняется три года, они еще чувствуют, что «пуповина» не разорвана, — обоюдная привязанность мамы и малыша так велика, что расставание на целый день воспринимается как настоящая трагедия. Что уж говорить о мамочках, которым приходится бросать своего малютку в более раннем возрасте!

Тем не менее, если решение принято, метаться из стороны в сторону уже нельзя. Учтите, напряжение во время расставания будет меньше, если вы будете внутренне уверены в своей правоте, если заранее подготовите все необходимое для ребенка, обеспечите ему должный уход. Малыш чувствует настрой матери, его поведение целиком и полностью зависит от вашего внутреннего состояния: при спокойной, уверенной маме и малыш будет спокойным.

Итак, о чем вы должны позаботиться заранее? Во-первых, как бы ни мало было ваше чадо, объясните ему свое решение (помимо прочего это поможет и вам самим укрепиться в нем). Во-вторых, задолго до выхода на работу приучайте ребенка хоть ненадолго оставаться без вас (как уходить без слез, мы говорили в главе, посвященной капризам в детском саду). В-третьих, имейте в виду, что сидеть с малышом может только один человек — невозможно представить себе ситуацию хуже, чем когда кроху начинают перебрасывать от бабушки к бабушке. Ничего удивительного, что такой малыш будет расти плаксивым, слабым и привязчивым.

Очень важно заранее предугадать, отрефлексировать те возможные варианты ситуаций, которые произойдут с вами и вашим ребенком. Настраивая себя на одну с малышом волну, любая мама в состоянии сформировать безопасный тип привязанности. Или, пользуясь терминами известного американского психолога Эрика Эриксона, заложить в малыше базовое доверие к миру. Получив на первом году жизни подобный положительный опыт коммуникации, такие дети в будущем будут доверчивы, доброжелательны, уравновешены, уверены в себе и в окружающих.

Уже работая, чаще разговаривайте с малышом, рассказывайте о работе, чем вы занимаетесь и как это для вас важно, даже если вы не уверены до конца, что маленький человек понимает все из вами сказанного. Если вы на своей работе что-то делаете своими руками, непременно покажите ему.

Оставляя ребенка с бабушкой, договоритесь с ней о том, чтобы она не акцентировала отрицательные моменты вашего расставания (многие пожилые люди любят «попричитать» о том, как несознательные родители бросают свое крошечное дитя). Если к малышу приходит няня, подробно расскажите ей о всех привязанностях ребенка: какую игрушку, какую песню или сказку он больше всего любит, что быстрее всего может утешить его в случае сильного расстройства. Если ваш выбор остановился все-таки на садике (хочется надеяться, что к этому моменту ребенку уже • исполнилось три года), психологи настоятельно рекомендуют мамам в течение двух недель проводить полдня или хотя бы несколько часов вместе с ребенком в его группе. Это самая мощная психологическая поддержка, которую вы только можете обеспечить малышу в этой ситуации. Кроме того, что он не будет чувствовать себя брошенным и период адаптации пройдет рядом с мамой, вы еще и увидите все тонкости детсадовской жизни, которые наверняка ускользнули бы от вас при обычном поверхностном знакомстве с воспитательницей.

Если есть возможность, поищите домашние садики (такие сейчас часто организуют у себя дома женщины либо с педагогическим, либо с медицинским образованием) на 4-5 малышей. В этом случае вы будете больше уверены в том, что ребенку обеспечат индивидуальный уход, хорошее питание и доброжелательное отношение.

Не забывайте, что малыш чутко улавливает все нюансы вашего эмоционального состояния. Если вы волнуетесь, звените как натянутая струна, предвидя сложности расставания, он моментально переключится на вашу волну. Возьмите себя в руки, постарайтесь быть спокойной, доброжелательной, ни в коем случае не убегайте стремглав, пока воспитательница или няня показывают вашему ребенку мифическую птичку. Попрощайтесь как можно более нежно и подчеркните, что очень скоро вы снова встретитесь. В таких ситуациях очень помогают игры с пальчиками («пройдет столько часов, сколько у тебя пальчиков на руке, и мама вернется»), с игрушками («мама идет на работу, и мишка идет на работу — в садик, но чтобы ему не было грустно, Максимка будет с ним рядом») и так далее.

Но вернемся к встрече после разлуки. Вот он, тот самый показательный с точки зрения психологов момент, и проанализировать его вы вполне в состоянии и сами. Нормально, когда ребенок, увидев маму, с радостными криками несется к ней и виснет у нее на шее.

Нормально, если начинает рассказывать (если уже умеет говорить), что случилось у него за день, теребить ее. Если у вас позитивные взаимоотношения с малышом сформировались с самого начала, если вы обеспечили ему уверенность и в себе, и в вас, то встречи будут именно такими — радостными, бурными, искренними. Встреча с мамой перекрывает все отрицательные эмоции, которые, возможно, были до этого.

А теперь, милые мамочки, внимание! Конечно, после рабочего дня вы возвращаетесь уставшая, возможно, голодная, не в настроении. Задержитесь на несколько минут перед дверью дома (или садика). Во-первых, ребенок в ваших проблемах совершенно не виноват. Во-вторых, счастливые дети, как правило, случаются у счастливых родителей. Вдохните поглубже, глаза распахнуты, улыбка — самая ослепительная. Готовы? Можно открывать дверь!