Капризы на фоне утомления

Капризы на фоне утомления

Хотя физиологические проблемы уже не столь явно выражаются в поведении ребенка дошкольного возраста, общее переутомление вновь становится причиной капризов и других проблем. А все из-за того, что на дошкольника сваливается слишком много всего,    ему говорят: «Ты уже не маленький, убери за собой!» или «Я не буду тебе читать, ты и сам большой, бери книгу!»

Завышенные требования родителей усугубляются их непоследовательностью, то «ты уже большой, заправь постель!», то «ты еще слишком маленький, отойди от окна». Такие противоречия сбивают с толку маленького исследователя, .мешают ему определить ориентиры, провоцируют на постоянные попытки проверить границы возможного. Если вы сами не знаете, маленький у вас ребенок или большой, будьте готовы к тому, что он постоянно будет испытывать ваше терпение — приставать с одной и той же просьбой до умопомрачения, рассчитывать, что если запретили что-то однажды, то непременно разрешите завтра, и так далее.

Такое поведение выведет из себя не только вас, но и маленького смутьяна — очень сложно жить в мире, где правила меняются каждый день и никогда не знаешь, чего ждать от «завтра»! И это вновь выводит нас к проблеме переутомления. В отличие от более раннего периода, здесь утомления чаще оказывается вызвано нагрузкой на нервную систему, чем вызовом физической выносливости. То есть малыш устает больше от новых впечатлений, эмоций (даже положительных!), общения со сверстниками и взрослыми.

При этом то, что ребенок устал, вы можете заметить не сразу. Его поведение может свидетельствовать об обратном: сорванец громко кричит, кидает игрушки, может полезть в драку. На замечания реагирует нервно, может даже начать смеяться. Между тем, вы отмечаете, что глаза у него покраснели и начинают слезиться, смех легко переходит в плач и даже истерику, координация движений нарушается (ребенок может упасть на ровном месте, выронить из рук игрушку или бокал). Ругать за это нечего — так проявляется утомление.

У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть «в себя»; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать детский сад, у которых резко изменилась жизнь (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т. д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависят от многих причин. В первую очередь от врожденного темперамента: дети-меланхолики и дети-холерики устают быстрее своих сверстников-флегматиков, зато последние дольше адаптируются к новым условиям.

Многое зависит и от состояния здоровья. Физически слабый, легковозбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.

Ну а какие дети меньше подвержены утомлению? Есть целый ряд условий, соблюдение которых поможет малышу быстрее привыкать к новым условиям и меньше страдать от переутомления. Во-первых, более крепкими в психическом плане оказываются детки, имеющие опыт пребывания в различных условиях (те, кто часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т. д.). Во-вторых, большое влияние на устойчивость детей к стрессам оказывает отсутствие контраста между обстановкой дома и в детском саду. Если дома можно все, а в группе — строгая атмосфера (или наоборот), есть больше шансов, что по вечерам ребенок будет плаксивым и капризным.

Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).

Чтобы избежать утомления у детей, следует придерживаться ряда несложных правил.

♦ Режим. Об этом можно говорить бесконечно (мягкий режим, строгий режим, режим по Споку, режим по

Никитиным), но несомненно одно — четкий распорядок дня не только организует внутренний мир ребенка, но и делает его спокойнее, уравновешеннее. Это как привычный облик спальни — если он каждый день будет новым, вы просто сойдете с ума!

♦ Прогулки. Банально, но от этого не менее верно — свежий воздух успокаивает нервную систему! В режиме дня вашего чада должно быть не менее 2 часов прогулок на свежем воздухе. Для детей от 5 до 7 желательно, чтобы хотя бы часть этого времени вы были с ними. Прогулка — замечательный повод поговорить о событиях дня, стать ближе друг к другу.

♦ Проветривание. Вне зависимости от того, как много времени ваш ребенок проводит на улице, обязательно проветривайте комнату перед сном. Если в спальне малыша стоит спит-система или кондиционер, выставьте оборудование на достаточную влажность и очистку воз-духа. Впрочем, открыть окно все равно не помешает — пока техника не дошла до того, чтобы полностью имитировать состав свежего воздуха.

♦ Занимательный досуг. Когда вы изо дня в день говорите: «Займи себя сам, ты же уже большой!», ваш ребенок понимает только одно: вам не до него, вы не хотите с ним играть, он лишний. Избежать этого стресса довольно просто, если придумать дошколенку много интересных занятий. На самом деле это идеальный возраст для развития, и упускать его нельзя — развивается мелкая моторика рук, идет формирование логического и пространственного мышления. Пластилин, конструктор, набор для оригами, головоломки из кусочков пластика или железа — любое из этих развлечений может надолго занять малыша, и кроме того послужит для его развития. Просто вначале надо уделить ему чуть-чуть времени — показать, как что делается, объяснить, как можно заниматься самому.

♦ Сон. Сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати.

♦ Внимание. Это залог хороших отношений с ребенком и панацея от любых капризов. Будьте внимательны к просьбам и нуждам своего чада. Не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке, кормлению. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет есть, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т. д.

♦ ТВ и компьютер. Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.

♦ И наконец, любовь. Только ваша искренняя любовь к маленькому чуду позволит ему чувствовать себя в безопасности, а вам — не испытывать неудобств от хлопот, неизбежно связанных с воспитанием. Не стесняйтесь проявлять свою любовь, почаще говорите, как рады, что у вас такой чудный ребенок, как дорожите им. Это самое замечательное средство профилактики и коррекции любых нарушений в поведении, будь то капризы, агрессия или непослушание.