Особенности возрастного развития

Особенности возрастного развития

Чтобы понять, что является нормой для поведения ребенка 5 -7 лет, а что — выходит за рамки допустимого и нуждается в коррекции, стоит представлять, на что же способен наш кроха, какие процессы происходят в его организме, к чему готова его психика.

Главная отличительная особенность этого возраста — неустойчивая психика. С виду кажется, что ребенок уже достаточно взрослый — разговаривает развернутыми предложениями (его словарь к пяти годам увеличивается до 3500 слов), спорит, объясняется, но на деле это скорее подражательные рефлексы, нежели осмысленная умственная деятельность. То есть внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, они быстро утомляются, становятся раздражительными и неуправляемыми.

Такой диссонанс между внешним впечатлением и внутренними резервами часто вводит неопытных родителей в заблуждение — они подсознательно требуют от ребенка больше, чем то, на что он в действительности способен. Кто-то начинает учить малыша читать и удивляется, что тот не в состоянии слепить два слога, кто-то ждет от чада, что тот без напоминаний будет заправлять постель и мыть за собой тарелку.

Такие завышенные ожидания неизбежно ведут к разочарованию и, как следствие — к осложнению отношений с ребенком. Но как бы ни был мал кроха, он чувствует это разочарование и иногда реагирует на него совершенно непредсказуемым образом — начинает плохо спать, капризничать за едой, оснащать свою речь матерными выражениями, плеваться или лгать напропалую. Обычные воспитательные меры (увещевания и выражение недовольства) в этом случае, как правило, приводят к обратному результату — ребенок просто в очередной раз убеждается, что не оправдал ваших надежд и окончательно пускается во все тяжкие.

Чтобы понимать внутренние механизмы такого поведения, важно иметь в виду, что у детей дошкольного возраста процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Проявляется это в следующей форме: вот ребенок увлекся новой для него игрой, ему интересно, он с восторгом узнает правила, пытается им соответствовать, но малейшая неудача выбивает у него почву из-под ног — малыш начинает кукситься, рыдать, обвиняет вас в несправедливости, может даже замахиваться кулачком. Но на предложение прекратить игру он реагирует с еще большим недовольством, может вообще закатить истерику, и успокоить его будет непросто. Не пугайтесь, с ним все в порядке, просто кора головного мозга «перевозбудилась» от обилия информации, а вот снять напряжение малыш пока не умеет.

Кстати, именно превалированием процессов возбуждения над процессами торможения объясняются и многочисленные истерики в день рождения, которого ребенок так ждал, в праздники, в дни приезда гостей, в парке аттракционов и так далее — неустойчивая пока психика ребенка не справляется с обилием новых впечатлений и разряжается самым простым и доступным способом — плачем. О том, как справляться с такими капризами, мы поговорим ниже.

А пока — еще немного об особенностях наших пяти-семилеток. В период от 5 до 7 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Но не стоит ждать, что он схватит книгу, как только задует на именинном торте свои пять свечей! Развитие у всех протекает индивидуально, и кто-то с восторгом запоминает буквы уже в 4,5 года, а кто-то осваивает грамоту только к порогу школы. И то и другое — абсолютно нормально.

К 5,5 года у ребенка, как правило, уже развиты все органы чувств (осязание, обоняние, слух, зрение). И он без труда ориентируется в различных свойствах предметов (цвет, вес, звучание, запах, форма и т. д.) и имеет достаточно богатый опыт для сравнения предметов по этим характеристикам.

Расширяются и его возможности в социальной среде — приблизительно к б годам (к школе) его навыки в культурном поведении настолько широки, что он уверенно может вести себя в незнакомой ему обстановке, сталкиваясь с совершенно разными людьми. Он не забывает здороваться и прощаться, может попросить прощения, спрашивает разрешения на то или иное действие. Безусловно, таким ребенок становится только с помощью взрослых, занимающихся его воспитанием, и только в минуты, когда он не расстроен и может контролировать свое состояние.

А способность к этому у него увеличивается день ото дня. То есть, несмотря на незрелость психики, пяти-семилетний малыш вполне в состоянии осознать, что с ним происходит, и, если ему подсказать как может более-менее управляться со своими эмоциями.

Немаловажной особенностью этого периода становятся возрастные страхи. Способность к абстрактному мышлению и заметное отдаление от любимых родителей обуславливают появление в фантазиях ребенка всяких чудищ, монстров, чертей. Помимо прочего они символизируют те черты характера, которые не нравятся ребенку в самом себе или вызывают отторжение в маме и папе. Больше всего страхи актуализируются по ночам — малыш как бы наказывает себя за плохое поведение в течение дня, в подавленном дневной усталостью сознании начинает превалировать чувство вины, искупления.

Ни в коем случае нельзя давать закрепляться этим страхам как хроническим, загонять их в подсознание. Поэтому, насколько абсурдными ни казались бы вам просьбы ребенка оставить на ночь свет или посидеть рядом с кроваткой — не отмахивайтесь от них, пожалейте кроху, помогите ему пережить это трудное для него время. Поверьте, ваши старания окупятся сторицей!

Итак, подытоживая, можно сказать, что возраст 5-7 лет характеризуется интенсивным биологическим созреванием детского организма. К семи годам завершается созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К шести-семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Последнее определяет такие характерные особенности детей, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость. Ребенок открыт к воздействию неблагоприятных факторов. При этом изменяется уровень нервно-психического реагирования ребенка на различные «вредности». Так, если по каким-либо причинам дошкольнику плохо, то у него могут возникнуть психомоторное возбуждение, тики, заикания. Для дошкольного (и младшего школьного) возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии или негативизма.