Отношение к отцу в неполной семье

Отношение к отцу в неполной семье

Из всех типов неполных семей самая неблагоприятная для воспитания ребенка та, которая образуется после развода. Эмоционально напряжение, скандалы, взаимные обвинения родителей — все это травмирует сознание малыша, оставляет в нем неизгладимый след, который в дальнейшем может серьезно повлиять на его жизнь. Но при соблюдении обоими родителями определенных правил во время и после развода (о чем мы уже говорили) травмирующий момент удается компенсировать. Главное, не делать малыша заложником ситуации, не манипулировать им с целью воздействовать на противоположную сторону, не выливать на него негатив, а напротив — поддерживать в нем уверенность, что и мама, и папа продолжают его любить, а разводятся чисто по своим, взрослым причинам.

В семейном воспитании детей без отца (а это все-таки наиболее часто встречающийся у нас вариант неполной семьи) можно выделить три основных типа отношений.

Первый тип определяется позицией матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда не было. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца, а мать приняла решение о рождении ребенка и о его будущем воспитании самостоятельно. Однако и в таком случае маме следует дать определенные разъяснения своему ребенку, когда он будет способен их понять. И чем раньше она это сделает, тем лучше. Если же ребенок знал отца, помнит его, то строить воспитание, делая вид, что его просто нет и не было, вряд ли разумно.

Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца. В этом случае мать старается изгладить из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце. Она всеми силами стремится убедить ребенка, что отец был плохим человеком, поэтому семья стала неполной. Конечно, она движима благими намерениями, ведь в противном случае ей кажется, что вину за развод ребенок возложит на нее и она утратит его любовь и доверие. А эффект получается прямо противоположный. Чем больше старается мать, тем больше отсутствующий отец приобретает черты великомученика. А ребенок оказывается перед выбором: кого из родителей предпочесть, а кому — отказать в любви. Подобную воспитательную позицию следует считать неблагоприятной при всех условиях, каким бы ни было истинное положение вещей.

К примеру, если ребенок плохо помнит отца и саму ситуацию, приведшую к разводу, то негативное отношение к нему матери он скорее всего истолкует как несправедливое. Более того, по мере взросления дети в такой семье вместо того, чтобы больше уважать и ценить мать, начинают смотреть на нее критически и, возможно, переносить на отношение к ней свои обиды за отсутствие отца. Часто все то негативное, о чем упоминала мать по отношению к отцу, дети начинают замечать, фиксировать в самой матери.

Так возникают глубокие внутренние конфликты и нарушается контакт между ребенком и матерью, который особенно необходим в неполной семье. Если же у ребенка остались воспоминания об отце и к тому же он имеет возможность видеться с ним, то тем более не стоит влиять на его оценки, лучше позволить ему самому сделать выводы. Дети, как правило, справедливы и разумны. В любом случае и для ребенка, и для матери будет лучше, если в свою взрослую жизнь он возьмет что-то хорошее и от своего отца.

Третий тип воспитания связан с созданием у детей представления об отце как об обычном человеке, у которого имеются определенные достоинства и определенные недостатки, слабости. Это самая трудная позиция для матери, но самая разумная и благоприятная для воспитания ребенка. Она требует от матери необыкновенной выдержки, самоконтроля, умения подавлять свои непосредственные эмоции, может быть, даже преодолеть горечь от пережитой несправедливости или обиды.

Если мать последовательно и сознательно реализует такую позицию в отношениях с ребенком, это позволяет в значительной степени преодолеть основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца. Подобный подход не только не вызовет осложнений, но и создаст правильный эмоциональный фундамент для воспитания. Ребенок сможет спокойно и благоразумно воспринимать материнский авторитет, независимо от сложившихся семейных обстоятельств.

/>
Последние публикации
  • 19.11.2017
    Особенности возрастного развития

    Чтобы понять, что является нормой для поведения ребенка 5 -7 лет, а что — выходит за рамки допустимого и нуждается в коррекции, стоит представлять, на что же способен наш кроха, какие процессы происходят в его организме,...
    [Читать далее]

  • 19.11.2017
    Причины капризов и их проявления

    Причин появления капризов в возрасте 5-7 лет, как мы уже говорили, может быть несколько. Это могут быть завышенные ожидания родителей, а может, напротив, попустительство или равнодушное отношение к потребностям маленького...
    [Читать далее]

  • 19.11.2017
    Практические рекомендации при общении с подростками

    Совсем избежать негативных проявлений переходного возраста вам вряд ли удастся — да и не нужно стараться это делать. Ведь все они — такой же естественный процесс, как и само взросление. Но сберечь свои нервы и сохранить...
    [Читать далее]

Комментарии запрещены.

Работающая мама
Последние публикации