Профессиональное обучение или переподготовка больного

Профессиональное обучение или переподготовка больного не составляют чисто медицинскую или чисто экономическую) проблему; эта проблема одновременно является и психологической, поскольку объектом обслуживания в стационаре бывает человек. Поэтому лечебно-восстановительное обслуживание в рамках профессиональной переподготовки должно учитывать как соматическую, так и психическую стороны. Только такая ресоциализация может иметь значение в жизни больного. Новая полученная больным профессия, которая хотя бы частично не учитывает интересы и стремления самого-больного, повлечет за собой как раз отрицательные последствия и будет способствовать дезинтеграции личности пациента. Совершенно особую проблему, в частности с точки зрения психологии, составляют пенсионеры по инвалидности, которые уже успели привыкнуть к удобной жизни на пенсию, и возвращение к труду дается им тяжело. Продолжительная бездеятельность потенциально снижает стремление к труду; больной постепенно теряет уверенность в себе и довольно быстро начинает отказываться от когда-то поставленных жизненных целей. В подобных случаях задача реабилитации заключается в том, чтобы разбудить в больном интерес к работе и активизировать его стремления найти себе применение в жизни. Профессиональная переориентация необходима и тем больным, которые по причине длительного лечения не успели завершить среднее образование. При профессиональной подготовке таких больных проблему составляет, с одной стороны, низкий образовательный уровень, с другой — их психика, а точнее ослабление свойственной их возрасту энергии и стремления к поискам своего места в жизни. Таких больных необходимо долго готовить к профессиональному обучению. Верная профессиональная ориентация больного представляет собой профилактику его социальной деградации. В том случае, если профессиональная ориентация означает для больного его социальное продвижение, возврат к полноценной жизни, можно считать, что реабилитация выполнила свою высшую миссию.