Содержание категорий сущности

Категория сущности непосредственно связана с категорией содержания. Если содержание богаче сущности, то сущность в известном отношении глубже содержания. Сущность связана также с категорией качества объекта, но не тождественна ему, являясь лишь его основой. Изучению проблемы сущности и явления в философском аспекте посвящены работы Ю. А. Богданова, Н. К — Вахтомина, А. П. Шентулина и др. Если в понимании сущности имеются разногласия среди наших философов, то в понимании явления все они более или менее едины. Следуя А. П. Шептулину, под сущностью предмета, процесса необходимо понимать совокупность всех необходимых внутренних сторон и связей (законов), определяющих его происхождение, характер и направление развития и делающих его известной качественной определенностью. Сущность как нечто внутреннее обнаруживается на поверхности в форме тех или иных явлений. Указывая на органическую взаимосвязь сущности и явления и подчеркивая, что сущность раскрывается в явлении, а явление обнаруживает и отражает сущность, писал, что сущность является, а явление существенно. Следовательно, чтобы познать сущность вещей и процессов, недостаточно поверхностного наблюдения за отдельными явлениями. Живое созерцание является лишь первой, начальной ступенью познания сущности. Переход в познании от явлений к сущности есть в то же время переход от единичного к общему. Чтобы вскрыть закономерность развития, необходимо от непосредственного живого созерцания перейти к абстрактному мышлению, к обобщению и осмысливанию фактов, а от него — к практике как критерию истины. Познание сущности процессов и вещей, представляющее собой качественный скачок от чувственной к рациональной ступени познания и связанное с формулировкой законов их развития, возможно лишь на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемого процесса. Исследование сущности и явления представляет собой, следовательно, различные ступени процесса познания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *