Большинство мальчиков не осознают, что теряют

    В этом-то все и дело. Мальчики вряд ли понимают, какие жизненные преимущества сулят им хорошие коммуникативные навыки — во всяком случае, пока они еще не повзрослели. Многие мальчишки, скорее всего, посмеются, если сказать им, что умение общаться — это «дар», даже если потратить достаточно много времени, чтобы втолковать им это. Есть важные причины, почему мальчики, как правило, не способны оценить преимущества социальной коммуникации.

    Во-первых, они очень часто находятся в движении, физически или психологически. Когда они избегают нашего взгляда, мы начинаем спрашивать себя: «Слышал ли он меня?

»; «Понимает ли он меня?

»; «Что он думает о том, что я говорю?»; «Когда он научился так вести себя и от кого?

».     Еще одна причина состоит в том, что мальчики резко отличаются от девочек.

Этим я не хочу сказать, что они в каком-то смысле «хуже» или «лучше» их. Однако мой клинический опыт, подкрепленный данными многочисленных исследований в этой области, показал, что пути, приводящие мальчиков к коммуникативным навыкам, имеют свои отличительные особенности.

Мозг мальчика во многих важных отношениях работает иначе, и мысли, которые его волнуют и заботят, имеют чисто мужскую природу.

Хотя иногда эти отличия могут показаться едва уловимыми, они способны в значительной мере повлиять на поведение мальчиков, особенно при общении.

(А общение — это и есть поведение.

)     Порой мы слышим различия между мальчиками и девочками, прежде чем видим их. Адриенн, мать двоих мальчиков и двух девочек, рассказывает: «Девочки всегда настроены на то, что происходит со мной, с каждой из них, с семьей в целом. Они всегда очень разговорчивы и общительны.

Мальчики вбегают в комнату, быстро съедают приготовленную еду и погружаются в видеоигры.

Основные события семейной жизни проходят мимо них — они ничего не помнят! Если я хочу привлечь внимание одного из мальчиков или о чем-то спросить его, мне иногда приходится становиться прямо перед ним, называть его по имени и размахивать руками.

Но даже тогда в ответ я слышу «А?» или «Не знаю». Не то чтобы они были туповаты, но порой у меня такое ощущение, будто я говорю со стеной.

Хорошо, что девочки ведут себя совершенно по-другому, иначе я подумала бы, что все дело во мне».     Теперь о мире, в котором мы живем. В 1980-е годы, когда компьютеры стали неотъемлемой частью повседневной жизни среднего человека, и в 90-е, когда интернет стал общедоступным, мы часто слышали о Веке Информации, эпохе, в которую эффективный обмен информацией приобретет решающее значение.

Вовсе не совпадением является то, что и авторами этих технических новшеств были главным образом мужчины, и энтузиазм по их поводу исходил прежде всего от мужчин.

Дело в том, что для многих мужчин содержание информации гораздо важнее ее формы. По сути, в этом одно из отличий между мужчинами и женщинами.

Для многих женщин, хотя и не для всех, общение представляет собой фундаментальную часть их жизни, часто интересную и приносящую удовлетворение.

Мужчины же воспринимают информацию в значительно большей степени с точки зрения ее функциональности. С другой стороны, некоторые мужчины вовсе не рассматривают общение как процесс установления отношений или как творческий процесс, они видят в нем утилитарный акт, средство получения того, что им необходимо, а именно — информации.

Хотя эффективный обмен информацией через электронную почту, мгновенная передача сообщений и другие инновации имеют свои преимущества, нам следует подумать о том, что при этом экспрессивные возможности собеседников сужаются.

Все же, работая с мальчиками, я заметил, как часто их коммуникативные модели воспроизводят исключительную функциональность механических средств общения. Как следствие, умение анализировать эмоции, способность одновременно удерживать в памяти мысли прямо противоположные, а также социальные инстинкты, направляющие наши взаимоотношения, «не стыкуются» с компьютеризованным миром.

    Когда мальчики начинают использовать этот тип утилитарного подхода к общению, они обкрадывают себя. Вот почему так важно осознать сложность проблем общения у мальчика, прежде чем его возможности станут неоправданно ограниченными.

Мы не можем не согласиться с тем, что живем в мире, в котором все более настоятельно ощущается потребность в общении и налаживании взаимосвязей с людьми. Благодаря общению мы бесстрашно «бороздим» море самого разнообразного жизненного опыта — дома, в школе и, наконец, на работе.

Общение помогает нам определить и понять свое эмоциональное «я», что делает нас более подготовленными к полноценному участию в жизни.

    К сожалению, сравнительно ограниченный жизненный опыт мальчиков препятствует их доступу к столь значимой информации. Как заинтересованные родители мы должны понимать ценность общения как элемента самостоятельного развития, обогащающего жизнь и способствующего лучшей психологической адаптации.

При всей нашей убежденности в полезности коммуникативных навыков обучение им может стать нелегкой задачей.

Частично это объясняется тем, что мальчики неохотно занимаются вещами, которые даются им с трудом, особенно, если им невдомек, что общение и взаимоотношения тесно переплетены. Навыки социального общения начинаются с желания выразить себя и поделиться с другими частью своего опыта.

Самовыражение неизменно требует некоторой степени открытости, но, как мы увидим, для многих это малопривлекательная перспектива.     Матери или сестре легко считать мальчика бездушным или грубым, когда его общение с ними кажется им намеренно сдержанным или поверхностным: «Дай молока»; «У спагетти тети Эллен какой-то странный вкус — что она в них кладет?

»; «Быстрее, мне надоела эта игра»; «Не говори глупостей, когда ко мне придут друзья, ладно?

». Однако некоторые мальчики видят в общении чисто функциональное занятие, цель которого — предоставить или получить необходимую информацию. Понимание того, что ваш сын, возможно, не сознает, как воспринимаются его слова, поможет вам превратить такой диалог в средство обучения.

Объясните ему, какое воздействие могут оказывать его слова. Знает ли он, что то, о чем говорит, так же важно, как и то, что он мог бы сказать?