Как приучить ребенка к чтению? Несколько практических советов

С чего начать?
Многие современные родители жалуются на то, что их дети-школьники практически не читают; что усадить их за книги, заданные по школьной программе – задача почти невыполнимая; что их чада привыкли воспринимать информацию только из коротких видеороликов и так далее. Однако, прежде чем упрекать детей, можно посоветовать взрослым посмотрим на самих себя со стороны. А много ли эти взрослые сами читают? Часто ли их дети видят собственных родителей с книжкой в руках? Что делают мама и папа семейными вечерами – читают? Или все же смотрят телевизор?

Поэтому, вот первый совет: для того, чтобы вырастить читающего ребенка, нужно иметь читающих родителей! Очень важно, чтобы в доме были книги: книжные полки и стеллажи, книжные шкафы. Ребенок с детства, растущий «в окружении» книг, будет относиться к чтению с гораздо большим энтузиазмом, чем дитя эпохи электронных гаджетов, все представление которого о бумажных изданиях ограничивается глянцевыми журналами и парой энциклопедий.

Книга vs гаджет

Кто-то может возразить: но ведь есть электронные «читалки»! В одном ридере может храниться тысячи изданий – и зачем тогда эти бумажные пережитки доцифровой эпохи?

Ответ простой: ребенок познает мир одновременно пользуясь всеми каналами информации. И зрительные образы обязательно дополняются осязательными (тактильными), вкусовыми, обонятельными, слуховыми. Другими словами, книга – это не только буквы, складывающиеся в слова и предложения. Книга – это еще и запах обложки, шелест страниц, ощущение пальцами бумаги… И образ Книги (с большой буквы), образ Человека Читающего складывается из всех этих мелочей.

Для малышей нескольких лет от роду именно бумажная, печатная книга безальтернативна! Даже несмотря на несколько гастрономический интерес будущих читателей к корешкам и закладкам)) Ничто не сравнится с шелестом страниц, которые перелистывают мама или папа, с голосом родного человека, которому книга рассказывает удивительные истории, а он пересказывает их малышу.

Когда можно начинать читать ребенку? Да с самого рождения! Кто сказал «он еще ничего не понимает»? Ребенок запоминает, впитывает в себя, как губка, ваш голос, ваши интонации; он выстраивает ассоциации: раскрытая книга – мамин (папин) голос – общение с родителями – хорошее настроение. Повторяем снова и снова: чтение – это, прежде всего, привычка.

Для совсем маленьких деток (от рождения до трех-четырех лет) идеальное чтение – это детские стихи, благо русская культура XX века подарила нам целое созвездие великолепных поэтов, писавших именно для детей. Сюда же следует отнести и народные присказки, потешки, побасенки, колыбельные и пр.

Почему именно стихи?

Главное достоинство стихов – ритмическая организация текста. Ребенку гораздо легче запомнить ритм, чем, собственно, сами слова – таким образом, стихи развивают память: на ритмический рисунок, который быстро откладывается в памяти, затем «навешиваются» слова.

Проговаривание стихов вслух с одновременным отстукиванием ритма – прекрасное упражнение для развития общей координации у ребенка.

Многочисленные исследования психологов посетить которого можно на сайте https://zebra-center.com/ показывают, что чтение ребенку перед сном специфических стихов – «засыпашек» (народные и авторские колыбельные) действительно способствует быстрому засыпанию, успокаивает ребенка, благотворно влияет на качество ночного сна.

А что же проза? А здесь для малышей ничего лучше классических русских народных сказок (как в исходных вариантах, так и в авторских обработках) и придумать нельзя. Сказки полезны по нескольким причинам. Во-первых, это погружает ребенка в мир русской культуры, знакомит с архетипичными образами, формирующими отечественную ментальность и образ мыслей.

Во-вторых, сказки знакомят детей с обитателями русского леса, классическими животными «средней полосы», их повадками.

В-третьих, сказки с их характерными перечислениями-прибавлениями развивают память и исподволь обучают основам счета (сначала в теремке жила Мышка, потом Мышка+Заяц, затем Мышка+Заяц+Лиса и т.д.)
Ну и в-четвертых никто не отменял воспитательную, дидактическую роль сказки.

Книжки с картинками

Нельзя не упомянуть важнейшую роль иллюстраций в восприятии книжного текста у детей. К выбору печатной продукции для малышей (да и для деток постарше) с визуальной точки зрения нужно подходить со всей серьезностью. Слишком аляповатые, неестественно-яркие, примитивные с точки зрения художественных средств иллюстрации, которые встречаются во множестве дешевых изданий, вряд ли будут способствовать формированию у ребенка хорошего художественного вкуса. С другой стороны, даже черно-белые, графические рисунки, выполненные рукой настоящего мастера (вспомним Муми-троллей Туве Янсон!) весьма полезны для развития.