Признаки проблем слишком легко не заметить

    Дома или в школе мальчики редко бывают так же общительны, как девочки. Поскольку мальчики часто проявляют внутреннюю склонность выражать себя через действия, а не через речь, легко пропустить признаки, свидетельствующие об их проблемах с вербальным общением. Хотя многие из нас, вероятно, согласятся с тем, что общение полезно для мальчиков, в семьях, где больше поощряются физическое развитие, спортивная сноровка или способности к технике, на дефицит экспрессии и социальных навыков у мальчика могут не обращать внимания.

    В нашей культуре образ счастливого маленького мальчика ассоциируется с резвым ребенком, который все время чем-то занят: играет, бегает, прыгает, разбрасывает игрушки, проказничает.

Если это ваш сын, вы можете не заметить, что его экспрессивные способности развиваются недостаточно быстро. По мере взросления таких мальчиков дефицит речевых навыков, которого никто не замечал, может «укорениться» и стать психологической составляющей их характера.

Проблемы со способностью к самовыражению приводят к трудностям в социальном и эмоциональном плане: словарь, с помощью которого мальчики могли бы передать свои эмоции, беден, и они не в состоянии «разобраться» в своих ощущениях.

Как следствие, им тяжело справляться с собственными сложными чувствами, и они испытывают серьезные затруднения, пытаясь угадать, что чувствуют другие.     В свою очередь, этот тип эмоциональной невежественности ограничивает способность мальчика успешно налаживать или поддерживать взаимоотношения.

Невероятно, но прежде чем многие из мальчиков оканчивают начальную школу, они уже молча приходят к выводу, что социально некомпетентны.

И, как часто бывает у мальчиков, если они считают, что в чем-то не состоялись, то теряют к этому интерес.     Эта кратко описанная последовательность событий является попыткой взглянуть на то, как испытываемые мальчиками трудности в общении приводят к социальной индифферентности.

Когда мы видим на лице мальчика маску безразличия, можно с основанием предположить, что она используется для того, чтобы скрыть недостаток уверенности и уменьшающееся самоуважение, по крайней, мере в том, что касается социального общения.     Мало кто из мальчиков хочет показать, что у него проблемы с общением, но, несмотря на непроницаемое выражение лица и пожатие плечами, их досада и уязвленность вполне ощутимы.

Подумайте, как невыносимо быть столь же эмоциональным, как другие, но не уметь дать выход этим эмоциям или высказать их. Если вы присмотритесь и прислушаетесь, то поймете, что за жестким и стоическим внешним проявлением у многих мальчиков скрывается целый мир невыраженных чувств. А теперь вспомните, сколько раз вы видели играющих в войну мальчиков (и мужчин), одетых в камуфляжную форму!

Мальчишки обожают быть «необнаруживаемыми», ведь это умение может нести в себе элемент власти или превосходства.

С помощью одежды или скупого языка жестов мальчики исследуют применение маскировки в своих играх и в управлении взаимоотношениями, в которых они чувствуют себя незащищенными.

    Самостоятельно выстроенная система защиты — это не единственный способ скрыть дефицит навыков социальной коммуникации у мальчиков. Вызывающее поведение, чувство беспокойства, связанное с необходимостью вступать в общение, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и нарушение способности к обучению — все эти проявления не только оказывают на мужчин значительное отрицательное воздействие, но и маскируют экспрессивно-рецептивные проблемы в общении.

Взаимозависимость между проблемами в поведении и обучаемости и дефицитом общения — это классический вопрос о том, «что было раньше — курица или яйцо», способный завести в тупик как родителей, так и профессионалов.

    Я считаю, что мы должны распознавать проблемы с общением у мальчиков, начиная с раннего возраста, и принимать необходимые меры, чтобы предотвратить социальную отчужденность, к которой могут привести эти проблемы в зрелом возрасте. Как мы увидим, застенчивость, связанная с недостаточно развитыми навыками социального общения, в юности, когда мальчики все больше внимания уделяют сопоставлению себя со сверстниками, проявляется еще отчетливее.

Это в значительной степени усложняет задачу родителей, старающихся помочь юношам, которые ушли в себя из боязни быть непонятыми или постоянных неудач в общении.

    С чем сталкивается ваш сын: нейропсихологические различия между мальчиками и девочками     Исследования, проводившиеся в течение последних десятилетий, показали, что нейропсихология — взаимодействие между мозгом и психологией личности — это область, имеющая большое значение с точки зрения того, как мальчики воспринимают свое социальное окружение и как они ведут себя в этой социальной среде. Поэтому знание основ нейропсихологии поможет вам понять уникальность мальчиков и то, как помочь им преодолеть коммуникативный барьер.

Однако следует помнить, что биология — это не судьба; тот факт, что между мальчиками и девочками существуют различия в мозговой деятельности, не дает нам права игнорировать коммуникативные особенности у мальчиков и ограничиваться утверждением, что «мальчики есть мальчики».

Такое отношение сводит на нет саму цель изучения этой информации.

Нет в мире человека, который не имел бы склонности к определенному типу поведения в силу особенностей своей личности, развития или наследственности. Реальное различие между нами заключается в том, как мы управляем своим поведением.

Когда речь идет о детях, многое в плане управления зависит от того, насколько родители отзывчивы к своим детям.